Мансурхон Камалов: Каждая категория льготников должна иметь свою квоту!



 
  Расм манбаси : "Advokat" журнали

Иначе, мы ни раз будем свидетелями подобных несправедливых ­ситуаций, когда лица, ответив на 100% тестов, не будут иметь возможность обучаться на гранте. ... Отдельным ­вопросом является доля абитуриентов женского пола, к сожалению, она продолжает уменьшаться. В вузах республики доля студентов женского пола составляет в среднем от 15 до 20% от общего количества студентов. Еще раз отмечаю, что для решения данной ситуации необходимо установить отдельную квоту для лиц, прошедших срочную военную службу. 

Если речь идет о совершенствовании образовательного процесса в высшей школе, безусловно, возникает вопрос об обеспечении проз­рачности и объективности оценивания знаний абитуриентов. Значит, и нашим читателям интересно: Как этот процесс организован в «своем» вузе — Ташкентском государственном юридическом университете? Какие изменения произошли в нем за последнее время? И почему университет в 2018 году оказался на 26-м месте в рейтинге лучших вузов страны? Почему абитуриенты, ответив на 100% тестов, не смогли поступить в университет? Как гарантируется тот факт, что не остаются абитуриенты, не попавшие в единое помещение — сдающие тесты в отдельных «группах»? Как обеспечивается объективность при получении выпускниками юридических колледжей рекомендаций в управлении юстиции для поступ­ления ТГЮУ без экзаменов? Какая работа проводится в университете и юридических колледжах по подготовке адвокатов? Какие исследования ведутся в сфере изучения проблем адвокатуры?

С такими вопросами корреспондент журнала «Advokat» обратился к проректору по учебной работе ТГЮУ Камалову Мансурхону Мухтаровичу.

— Здравствуйте, Мансурхон Мухтарович! Я сразу извиняюсь за то, что сегодня у меня к Вам много вопросов, и может они немного «резкие». Но сначала расскажите, пожалуйста, как преобразование института в университет на основе постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров» от 28 июня 2013 года отразилось на процессе подготовки юридических кадров?

— Несомненно, принятие постановления Президента явилось историческим событием. Я не ошибусь, если скажу, что впервые с момента обретения государственной независимости в сфере национального высшего юридического образования была предпринята такая объемная по размерам реформа, которая коснулась практически всех аспектов деятельности ТГЮУ. Центральное внимание при этом было отведено учебному процессу. На тот момент было четкое понимание, что нужен новый стандарт юриста с развитыми профессиональными навыками как юридическая письменность, логическое мышление, навыки находить и применять законодательство к определенной проблемной ситуации, толкование норм права и самообразование.

За последние 5 лет деятельности ТГЮУ в сис­тему высшего образования был внедрен ряд новшеств. В частности, это обновленный государственный образовательный стандарт высшего юридического образования, оптимизированный учебный план и учебно-методическая документация, упрощенная структура управления вуза, сокращенная семестровая продолжительность теоретического обучения (с 19 до 14 недель), электронная система учета рейтинговой успеваемости студентов, межотраслевое обучение и сокращение обучения в магистратуре до 1 года, процесс организации вступительных экзаменов в вуз, анонимное оценивание контрольных работ студентов, методика «кейс-стади», самообразование, кредитная система, прием иностранных граждан без сдачи тестовых испытаний, процесс организации практики и стажировки студентов и ряд других новшеств.

За указанный период функционирования ТГЮУ в условиях модульной системы обучения широко были внедрены современные механизмы обратной связи со студентами.

Сегодня, студент нашего вуза в период 4 летнего обучения изучает 28 дисциплин, а не 58 дисциплин, как это было в период института. Мы осознаем роль профессиональных навыков в ­карьере юриста и в этой связи включаем в учебный план именно дисциплины, развивающие профессиональные навыки (подготовка презентаций, проведение переговоров, интервьюирование клиента, написание юридически обоснованных заключений, использование электронных средств связи).

Оценка знаний студентов в ТГЮУ проводится преимущественно в письменной форме на анонимной основе посредством шифрования личнос­тей студентов. Широко применяются проб­лемные вопросы из практики (казусы), что позволяет нам развивать у студентов письменные и правоприменительные навыки. Данный процесс стимулирует студента на самообразование.

В ТГЮУ, вот уже 5 лет, нет такого документа как «рейтинговая книжка», более известная в народе как «зачетная книжка». Мы посчитали, что этот документ изжил себя и негативно влияет на весь образовательный процесс. В вузе внедрена электронная система учета рейтинговой успеваемости, которая из-за своей транспарентности и объективности позволила сменить обстановку в вузе, побороть коррупционную среду и направить усилия на повышение качества обучения.

Начиная с 2013 года, особое внимание было уделено овладению педагогами и студентами английским языком для получения ими новых знаний, а также обеспечения рынка Узбекистана юридическими кадрами новой комплектации. ТГЮУ стал единственным в своем роде государственным вузом в Узбекистане, в котором широко практикуется подтверждение знаний английского языка педагогами и студентами на уровне IELTS. В итоге, ТГЮУ по результатам тестирования, проведенного Государственным центром тестирования в рамках определения рейтинга вузов за 2016 год, занял второе место среди 57 вузов по уровню владения педагогами иностранным языком (первое место УМЭД) и также второе место по знаниям информационно-коммуникационных технологий (первое место ТУИТ).

— Какие меры в вашем вузе принимаются для отбора самых достойных студентов?

— Все, наверное, в курсе того, что, начиная с 2017 года в экспериментальном порядке, тестовые испытания по приему студентов в ТГЮУ проводятся в помещениях АО НВК «Узэкспоцентра» (Как вам известно, с 2018 года эта практика стала применяться по всей республике).

В этом году подача документов для поступления в образовательное направление бакалавриата университета была осуществлена через ведущие свою деятельность в районах и городах 201 центр государственных услуг Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. В центры государственных услуг абитуриенты предоставляли оригиналы паспорта, документа об окончании 11 классов, среднего специального профессионального учебного заведения (вместе с вкладышем), документов, подтверждающих наличие льгот (если таковые имеются). Как прежде не требовалось сдавать медицинскую справку 086 и фотографии, что намного облегчило процесс сдачи документов. Наряду с этим, ТГЮУ приобрел специальное устройство для получения отпечатков пальцев в процессе приема документов. Это также содействовало в обеспечении прозрачнос­ти приема и проведения справедливых тестовых испытаний.

В результате проведенного анализа поступивщих студентов мы обнаружили, что большая их часть — это дети простых граждан Республики Узбекистан, у которых есть потребность в общежитии, стипендии и т.д. Еще стоит отметить, что в ТГЮУ в 2018 году количество абитуриентов было больше чем в прошлые годы — более 7000 человек (В 2017 году было 6200 человек).

— Много было разговоров о том, что махинации при поступлении в вуз были в основном в «группе ректора». Может быть такие «игры» случались не во всех вузах. Но проблема заключалась в том, что существующий порядок проведения тестов создавал для этого благоприятную почву. Сбор всех абитуриентов в одном помещении обеспечивает прозрачность этого процесса. Однако, хотелось бы узнать, как гарантируется тот факт, что не остаются абитуриенты, не попавшие в это помещение — сдающие тесты в отдельных «группах»?

— Я должен сказать, что процесс организации вступительных тестов полностью организуется и проводится Государственным центром тестирования при Кабинете Министров. Кроме того, за последние два года процесс вступительных ­тестов был под пристальным надзором сотрудников Генеральной прокуратуры. И я лично с полной уверенностью могу заявить, что вступительные тесты на территории павильонов АО НВК «Узэкспоцентр» проводятся объективно и проз­рачно. Следовательно, нет каких-либо отдельных групп, сдающих тесты на льготных условиях.

Один из основных показателей прозрачности и объективности вступительных тестовых испытаний в ТГЮУ — это наличие высокого спроса абитуриентов на обучение по повышенной стоимости контракта. Ведь данная стоимость является самой высокой по республике (276 млн. 450 тыс. сум), и несмотря на это у людей есть желание платить и обучаться. Следовательно, если вступительные тестовые испытания были бы как-то сфальсифицированы, то я думаю такого спроса не было бы.

— В средствах массовой информации распространилась информация о том, что за счет расширения перечня лиц, имеющих льготу при поступлении (без экзаменов смогут стать студентами дети военнослужащих и лица, рекомендованные Союзом молодежи Узбекистана), в 2018 году в ваш университет не смогли поступить на грант даже те, кто  решил тесты на 100 процентов. Но, к сожалению, официального ответа на эту ситуацию мы не услышали. Скажите, пожалуйста, нас­колько это достоверно и справедливо? Может было бы разумнее внедрить льготы в другом порядке? Например, оказание помощи с оплатой контракта после сдачи тестов на равных условиях. Или установление лимита для льготников и проведение отдельного конкурса среди них. Не рассматриваются ли подобные пути выхода?

— Каждая категория льготников должна иметь свою квоту. Иначе, мы ни раз будем свидетелями подобных несправедливых ситуаций, когда лица, ответив на 100% тестов, не будут иметь возможность обучаться на гранте. Вам, наверное, известно, что дополнительные льготы при поступлении в вузы были введены для граждан, прошедших срочную военную службу и получивших рекомендации от войсковых час­тей. По новым правилам, они получают плюс 50% к баллам, набранным по итогам вступительных тестов. Данная ситуация вот уже второй год подряд порождает необоснованное завышение баллов и ограничивает достойных ребят в поступ­лении в ТГЮУ на грант. Отдельным вопросом является доля абитуриентов женского пола, к сожалению, она продолжает уменьшаться. В вузах республики доля студентов женского пола сос­тавляет в среднем от 15 до 20% от общего количества студентов. Еще раз отмечаю, что для решения данной ситуации необходимо установить отдельную квоту для лиц, прошедших срочную военную службу.

— Как развивается сотрудничество с зарубежными вузами? Как поставлена работа по обмену студентами?

— Мы очень нацелены на развитие международного партнерства. В этих целях мы требуем от наших педагогов и студентов владение английским языком на должном уровне. Иначе, если  педагоги и студенты не знают английского языка, то бессмысленно говорить о международном сотрудничестве. Сейчас активно сотрудничаем с американскими вузами. Один из основных парт­неров – это Школа права Бостонского колледжа, с которой ведется обмен преподавателями и планируется осуществление обмена студентами. Мы проводим совместные тренинги, профессора обучают нас педагогическому мастерству, методике проведения научных исследований. Дос­таточно крепкие связи с японскими вузами, а также мы постепенно выходим на европейские алма-матеры.

Президентом Республики Узбекистан поставлена задача по учреждению филиалов зарубежных вузов по юриспруденции. С этой целью мы активно ведем переговоры с рядом иностранных вузов с целью учреждения на территории нашей страны профильной высшей школы, которая начала бы функционировать с 2019 года. Потребность в высшем образовании в Узбекистане колоссальная. В этом мы можем убедиться на примере деятельности Вестминстерского университета в Ташкенте, который на протяжении 15 лет показал высокий уровень качества. Мы стараемся выходить на иностранных партнеров, чтобы создать вот такие филиалы, совместные программы двойных дипломов.

— Нам известно, что иностранные абитуриенты, которые поступают в нынешнем году в ТГЮУ, не сдают экзамены. Но как вы выбираете их?

— Мы не первый год даем возможность получения большего доступа к юридическому образованию для иностранцев. А с этого года осуществляется прием иностранцев и на уровне магистратуры. Эту инициативу подхватили и другие вузы. Наша цель увеличить число иностранных студентов, поскольку это приведет не только к признанию нашего образования за рубежом, но и позволит поднять уровень обучения в ТГЮУ. Мы проводим с иностранцами собеседование, в ходе чего выявляем уровень их мировоззрения по специальности. После того, как мы убеждаемся в их  компетентности, даем возможность продолжить обучение в нашем вузе. В прошлом году студентами вуза стали граждане таких стран, как Япония, Южная Корея, Китай, Туркменистан, Казахстан и Российская Федерация. В этом году среди наших новых абитуриентов есть граждане Афганистана, Казахстана, Турк­менистана, Южной Кореи и Российской Федерации. Обучение ведется на узбекском и русском языках, а для иностранных граждан с 1-го курса сформированы две группы с анг­лийском языком обучения. Кстати, изучать право на иностранном языке могут и владеющие им на высоком уровне студенты нашей страны.

— Изменения в ТГЮУ коснулись и тех, кто будет учиться в магистратуре. Теперь продолжительность обучения будет составлять один год.

— Мы сократили магистратуру осознанно для того, чтобы в таком достаточно активном режиме дать возможность студенту не только изучить какие-то дисциплины по специальности, но и хорошо подготовить свою научную работу, которая также будет выполняться в форме определенного проекта, что потребует от студента магистратуры достаточно усиленной работы. К слову, зарубежом магистратура длится 1 год. Мы считаем, что 2 года это слишком длительный период. Кроме этого, мы внедрили в законодательство такое понятие, как «межотраслевое обучение» на уровне магистратуры. Это означает то, что студент не будет изучать исключительно правовые предметы. У него появится возможность расширить познания в сфере бизнес дисциплин, информационных технологий, что отразилось в названии направлений «Право и бизнес», «Право и информационные технологии». Со следующего учебного года планируем открыть направление «Право и медицина», «Право и строительство» и т.д. Судите сами, насколько это будет полезным и востребованным. Таким путем нам удастся усовершенствовать законодательство в этих сферах.

— Читателей нашего журнала, естественно, интересует вопрос подготовки адвокатов. Ведь эффективность реализуемых реформ в судебно-правовой системе неразрывно связана с мес­том и ролью института адвокатуры в стране. А результативность и действенность работы адвокатуры определяют кадры. Но мы знаем, что за пройденный этап в этом направлении были допущены серьезные пробелы и недочеты. По этой причине большую часть адвокатов на сегодняшний день составляют бывшие сотрудники органов внутренних дел и прокуратуры, бывшие судьи. Исходя из этого обстоятельства, какая работа проводится в университете и юридических колледжах по подготовке адвокатов? В частности, как поставлена работа по созданию учебников или учебных пособий для подготовки адвокатов?

— Пользуясь случаем, я хотел бы призвать адвокатов поактивнее участвовать в учебном процессе ТГЮУ. К сожалению, я не могу похвастаться высоким уровнем участия адвокатов в учебном процессе. К примеру, в США 70 процентов педагогов, преподающих правовые дисциплины, являются практикующими адвокатами, корпоративными юристами.

ТГЮУ понимает, что современный адвокат помимо прочных знаний по материальному и процессуальному праву, также должен обладать прфессиональными навыками. В этой связи, в ТГЮУ начиная с 1-курса мы обучаем студентов навыкам письменности в рамках дисциплины «Письменная речь юриста», на последующих курсах «Процессуальные акты». Особое внимание уделяется преподаванию дисциплины «Адвокатура».

4 августа 2017 года между Палатой адвокатов Республики Узбекистан и ТГЮУ подписан Меморандум о партнерстве. Основной целью данного меморандума является подготовка высококвалифицированных юридических кадров, обеспечение неразрывной связи теоретической подготовки студентов с деятельностью по применению права, дальнейшее развитие сотрудничества в формировании навыков, необходимых для практической работы. В целях организации прохождения практики студентов ТГЮУ при Палате адвокатов создан клуб «PARALEGAL».

Совместно с адвокатами из США ежегодно проводятся учебные судебные процессы, студенты обучаются технике выступления в суде, работе с доверителями и т.д.

Наряду с вышеуказанными инициативами, особое внимание занимает деятельность Юридической клиники. В сентябре 2017 года данная клиника в качестве составной части образовательного процесса начала свою деятельность. Основная цель клиники сводится к развитию правоприменительных навыков студентов, а также оказанию бесплатной юридической помощи малоимущему слою населения. К настоящему времени, ТГЮУ при поддержке Минвуза открыл филиал юридической клиники в Алмазарском районе. По выходным дням клиника осуществляет выездные приемы в городах и районах Ташкентской области.

— Что вы можете рассказать о научной работе в этом направлении? Какие исследования ведутся в сфере изучения проблем адвокатуры? Как налажено сотрудничество теоретиков и практиков данной сферы?

— В сфере научных работ могу сказать, что педагогический состав активно публикует статьи по актуальным вопросам адвокатуры. Преподаватели ТГЮУ на постоянной основе участвуют в процессах подготовки законопроектов, в работе рабочих групп по пересмотру законодательства, что с учетом специфики юриспруденции также является частью научно-исследовательской деятельности. Так, наши педагоги были вовлечены в процесс подготовки проекта Указа Президента от 12.05.2018 г. № УП-5441 «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов».

— Как нам стало известно, при Академии Генеральной прокуратуры создан ученый совет, присваивающий степени доктора наук и доктора философии, где разрешается проводить защиты диссертаций  по специальности «Судебная власть. Прокурорский надзор. Организация провоохранительной деятельности. Адвокатура». Планируется ли сотрудничество с этим советом?  

— Да. Мы уже начали сотрудничество с Академией Генеральной прокуратуры в научной сфере. Буквально недавно два наших докторанта провели обсуждение научных работ на научном семинаре и в ближайшее время готовятся к защите диссертаций по специальности «Судебная власть. Прокурорский надзор. Организация провоохранительной деятельности. Адвокатура»..

— Недавно Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров совместно с Министерством высшего и среднего образования был проведен рейтинг лучших вузов страны. Первым среди 57 вузов приз­нан Национальный университет Узбекистана. Ваш университет на 26-м месте. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Рейтинг получился однобоким и преимущественно основан на научных показателях. При определении количественного состава показателей не учтены такие факторы, как пропорцио­нальность полученных данных к количеству существующих в вузе факультетов, педагогов, студентов, объему государственного финансирования отдельно взятых вузов. Следовательно, большой по количеству факультетов и педагогов, студентов вуз (НУУз), по логике, должен быть победителем по всем показателям. Однако, вуз с одним направлением обучения («Юриспруденция») будет в проигрыше в любом случае.

Нет уверенности в том, что приведенные количественные показатели рейтинга соответствуют действительности. Например, рейтинг определяет, что в Национальном университете Узбекистана 26, а в Ташкентском государственном экономическом университете 30 иностранных педагогов. Для такого количества иностранных специалистов требуется контингент студентов, в достаточной степени владеющих иностранными языками, а также финансовые ресурсы для оплаты расходов по привлечению этих специалис­тов. Примечательно то, что даже в Международном Вестминстерском университете, где все студенты владеют английским языком, нет такого количества иностранных педагогов.

Возможно, в указанные числа входят в основном гостевые лектора, а не иностранные преподаватели, осуществлявшие деятельность в вузах на семестровой или годичной основе. Если это так, то только за 2017 год в ТГЮУ состоялись визиты 180 иностранных гостей, из которых 31 были гостевыми лекторами.

При формировании рейтинга не уделено внимание на то, как организован учебный процесс, каков уровень качества учебно-методической документации, удовлетворенность студентов, уровень трудоустройства и отзывы работодателей. Соответственно, приведенные в рейтинге индикаторы, не позволяют говорить о надлежащем качестве высшего образования, делая рейтинг в основном наукоориентированным и оставляя без должного внимания процесс подготовки в вузах специалистов для практики.

Важно отметить, что направление обучения «Юриспруденция» непосредственно связано со спецификой юрисдикции Республики Узбекистан. В этой связи, профессорско-преподавательский состав ТГЮУ в большинстве случаев научную деятельность ведет на территории Узбекистана, исследуя национальное законодательство. Надо отметить, что профессорско-преподавательский состав ТГЮУ на постоянной основе участвует в процессах подготовки законопроектов, в работе рабочих групп по пересмотру законодательства, что с учетом специфики юрис­пруденции также является частью научно-исследовательской деятельности.

Следовательно, в отличие от точных дисцип­лин (математика, физика, химия, биология, медицина, инженерное дело), юриспруденция отличается своей исключительностью и производна от специфики отличительных признаков общественных отношений, формирующихся на территории Узбекистана.

Кроме того, рейтинг не отражает в себе инновационную активность вузов. Представленный рейтинг выстроен на принципе индивидуализации кадрового потенциала вузов (ученая степень, количество статей, количество прочитанных лекций и т.д.). Следовательно, рейтинг не принимает во внимание институциональное развитие вуза и не призван стимулировать такое развитие, а это в долгосрочной перспективе может вызвать риск несостоятельности всей сферы национального высшего образования.

К большому сожалению, данные нововведения и вклад ТГЮУ в развитие национального высшего образования были проигнорированы и не учтены при формировании рейтинга. Хотя, в большей степени, благодаря инициативам ТГЮУ, сегодня можно наблюдать процесс трансформации международных стандартов в национальное законодательство с целью распространения позитивного опыта на всю систему высшего образования Республики Узбекистан.

В странах СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан) вопросами изучения рейтинга вузов занимаются, в основном, независимые неправительственные организации. В России можно отметить работу Национального аккредитационного агентства (НАА), которое осуществляет сбор необходимых данных о функционировании российских вузов. В Казахстане, Украине данной проблемой также занимаются схожие структуры. Деятельность данных организаций совершенно прозрачная, используется в основном метод анкетирования, данные сверяются с вузами перед публикацией общественности. При этом, вузы не заинтересованы в предоставлении ложных сведений, поскольку анкетные данные проходят аналитическое исследование и перекрестную проверку.

В свою очередь рейтинговые агентства бо­р­ются за свою репутацию, поэтому публикуют лишь абсолютно достоверные данные, которые вузы не в состоянии опровергнуть или признать ненадежными.

— Спасибо за такое содержательное интервью! Надеемся, в ближайшее время на страницах нашего журнала будет опубликовано еще немало статьей о более высоких достижениях университета.

Шахноза ХАЛСАИДОВА, корреспондент журнала «Advokat»

От редакции: Интервью включило в себя и другие актуальние вопросы. В том числе, о вновь создаваемых курсах переподготовки по юридической специальности для лиц, имею­щих высшее образование (Пос­тановление Кабинета Министров от 14 июня 2018 года № 453) и о приеме выпускников юридических колледжей Министерства юстиции Респуб­лики Узбекистан в бакалавриат ТГЮУ без экзаменов (Постановление Кабинета Минис­тров от 24 июля 2018 года № 573). Но мы исключили эти аспекты для более подробного изложения в отдельных статьях.

С полной версией интервью можете ознакомиться на сайте нашего журнала advokatnews.uz.

2019-02-05 10:17:04  |  2810 |   0  | 
  • Teglar orqali izlash:

0 изоҳлар



Изоҳ қолдириш


Ушбу хабар танланган тилда мавжуд эмас







Кириш Регистрация
Парольни унутдингизми?
Кириш Регистрация
Кириш Регистрация
Регистрация