Мансурхон Камалов: «Каждая категория льготников должна иметь свою квоту!»
Если речь идет о совершенствование образовательного процесса в высшей школе, безусловно, появляется вопрос об обеспечении прозрачности и объективности оценивания знаний абитуриентов. Значит, и нашим читателям интересно: Как этот процесс организован в «своем» вузе — Ташкентском государственном юридическом университете? Какие изменения произошли в нем за последнее время? И почему университет 2018 году оказался на 26-м месте в рейтинге лучших вузов страны? Почему, абитуриенты, ответив на 100% тестов, не могли поступить в университет? Как гарантируется тот факт, что не остаются абитуриенты, не попавшие в единое помещение — сдающие тести в отдельных «группах»? Как обеспечивается объективность при получении выпускниками юридических колледжей рекомендаций в управлении юстиции для поступления ТГЮУ без экзаменов? Какая работа проводится в университете и юридических колледжах по подготовке адвокатов? Какие исследования ведутся в сфере изучения проблем адвокатуры?
С такими вопросами корреспондент журнала «Advokat» обратился проректору по учебной работе ТГЮУ Камалову Мансурхону Мухтаровичу.
— Здравствуйте, Мансурхон Мухтарович! Я сразу извиняюсь за то, что сегодня у меня к Вам много вопросов, и может они немного «резкие». Но сначала расскажите, пожалуйста, как преобразование института в университет на основе постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров» от 28 июня 2013 года отразилось на процессе подготовке юридических кадров?
— Надо отметить, что с момента преобразования института в университет по сей день приняты порядка 50 нормативно-правовых актов, включая акты Президента и решения Правительства, направленных на совершенствование деятельности Ташкентского государственного юридического университета (ТГЮУ). Принятие данных актов позволило сформировать правовое поле для становления современной высшей юридической школы в Республике Узбекистан.
Несомненно, принятие постановления Президента явилось историческим событием. Я не ошибусь, если скажу, что впервые с момента обретения государственной независимости в сфере национального высшего юридического образования была предпринята такая объемная по размерам реформа, которая коснулась практически все аспекты деятельности ТГЮУ. Центральное внимание при этом было отведено учебному процессу. На тот момент было четкое понимание, что нужен новый стандарт юриста с развитыми профессиональными навыками как юридическая письменность, логическое мышление, навыки находить и применять законодательство к определенной проблемной ситуации, толкование норм права и самообразование.
За последние 5 лет деятельности ТГЮУ в систему высшего образования был внедрен ряд новшеств. В частности, это обновленный государственный образовательный стандарт высшего юридического образования, оптимизированный учебный план и учебно-методическая документация, упрощенная структура управления вуза, сокращенная семестровая продолжительность теоретического обучения (с 19 до 14 недель), электронная система учета рейтинговой успеваемости студентов, межотраслевое обучение и сокращение обучения на магистратуре до 1 года, процесс организации вступительных экзаменов в вузы, анонимное оценивание контрольных работ студентов, методика «кейс-стади», самообразование, кредитная система, прием иностранных граждан без сдачи тестовых испытаний, процесс организации практики и стажировки студентов и ряд других новшеств.
За указанный период функционирования ТГЮУ в условиях модульной системы обучения широко были внедрены современные механизмы обратной связи со студентами.
Сегодня, студент нашего вуза в период 4 летнего обучения изучает 28 дисциплин, а не 58 дисциплин, как это было в период института. Мы осознаем роль профессиональных навыков в карьере юриста и в этой связи включаем в учебный план именно дисциплины, развивающие профессиональные навыки (подготовка презентаций, проведение переговоров, интервьюирование клиента, написание юридически обоснованных заключений, использование электронных средств связи).
Оценка знаний студентов в ТГЮУ проводится преимущественно в письменной форме на анонимной основе посредством шифрования личностей студентов. Широко применяются проблемные вопросы из практики (казусы), что позволяет нам развивать у студентов письменные и правоприменительные навыки. Данный процесс стимулирует студента на самообразование.
В ТГЮУ, вот уже 5 год нет такого документа как «рейтинговая книжка», более известная в народе как «зачетная книжка». Мы посчитали, что этот документ изжил себя и негативно влияет на весь образовательный процесс. В вузе внедрена электронная система учета рейтинговой успеваемости, которая из-за своей транспарентности и объективности позволила сменить обстановку в вузе, побороть коррупционную среду и направить усилия на повышение качества обучения.
Начиная с 2013 года, особое внимание было уделено овладению педагогами и студентами английским языком для получения ими новых знаний, а также обеспечения рынка Узбекистана юридическими кадрами новой комплектации. ТГЮУ, в своем роде стал единственным государственным вузом в Узбекистане, в котором широко практикуется подтверждение знаний английского языка педагогами и студентами на уровне IELTS. В итоге, ТГЮУ по результатам тестирования, проведенного Государственным центром тестирования в рамках определения рейтинга вузов за 2016 год, занял второе место среди 57 вузов по уровню владения педагогами иностранным языком (первое место УМЭД) и также второе место по знаниям информационно-коммуникационных технологий (первое место ТУИТ).
—Недавно по всей стране прошли вступительные тестовые испытания. Расскажите, что нового в этом году было в вашем вузе, какие меры были приняты для отбора самых достойных студентов?
— Все, наверное, в курсе того, что, начиная с прошлого года в экспериментальном порядке, тестовые испытания по приему студентов в ТГЮУ проводятся в помещениях АО НВК «Узэкспоцентра». В массовом характере оценивались по 1000-1500 человек для того, чтобы обеспечить справедливость, транспарентность и объективность. В результате проведенного анализа поступивщих студентов мы обнаружили, что большая их часть — это дети простых граждан Республики Узбекистан, у которых есть потребность в общежитии, стипендии и т.д.
К большому счастью, с этого года эта практика стала применяться по всей республике: во всех областях и столице с 1 по 15 августа проходили тестовые испытания в больших помещениях. Стоит отметить, что в ТГЮУ в этом году количество абитуриентов было больше, нежели в прошлом году. Так, если в прошлом году желающих стать студентами вуза было 6200 человек, то в этом году этот показатель превысил 7000 человек.
В этом году подача документов для поступления в образовательное направление бакалавриата университета была осуществлена через ведущие свою деятельность в районах и городах 201 центр государственных услуг Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. В центры государственных услуг абитуриенты предоставляли оригинал паспорта, документа об окончании 11 классов, среднего специального профессионального учебного заведения (вместе с вкладышем), документов, подтверждающих наличие льгот (если таковые имеются). Как прежде не требовалось сдавать медицинскую справку 086 и фотографии, что намного облегчило процесс сдачи документов. Наряду с этим, ТГЮУ приобрел специальное устройство для получения отпечатков пальцев в процессе приема документов. Это также содействовало в обеспечении прозрачности приема и проведения справедливых тестовых испытаний.
— Много было разговоров о том, что махинации при поступлении в вуз были основном в «группе ректора». Может быть такие «игры» случались не во всех вузах. Но проблема заключалась в том, что существующий порядок проведения тестов создавал для этого благоприятную почву. Сбор всех абитуриентов в одном помещении обеспечивает прозрачность этого процесса. Однако, хотелось бы узнать, как гарантируется тот факт, что не остаются абитуриенты, не попавшие в это помещение — сдающие тести в отдельных «группах»?
— Я должен сказать, что процесс организации вступительных тестов полностью организуется и проводится Государственным центром тестирования при Кабинете Министров. Начиная с 2017 года в экспериментальном порядке вступительные тесты в ТГЮУ были проведены в больщих помещениях на территории павильонов АО НВК «Узэкспоцентр».
Я с полной уверенностью могу заявить, что вступительные тесты на территории павильонов АО НВК «Узэкспоцентр» проводятся объективно и прозрачно. Следовательно, нет каких-либо отдельных групп сдающих тесты на льготных условиях.
Основная гарантия прозрачности и объективности вступительных тестовых испытаний в ТГЮУ это наличие выского спроса абитуриентов на обучение по повышенной стоимости контракта. Ведь, данная стоимость является самой высокой по республике (276 млн. 450 тыс. сум) и несмотря на это у людей есть желание платить и обучаться. Следовательно, если вступительные тестовые испытания были бы как то сфальсифицированы, то я думаю такого спроса не было бы. В этой связи, считаю, что основным индикатором объективности вступительных тестов в вузы республики является уровень востребованности абитуриентами обучения по повышенной стоимости контракта. Кроме того, в прошлом и в этом году процесс вступительных тестов был под пристальным надзоров сотрудников Генеральной прокуратуры.
— Недавно по средствам массовой информации распространилась информация о том, что расширился перечень лиц, имеющих льготу при поступлении: без экзаменов смогут стать студентами дети военнослужащих и лица, рекомендованные Союзом молодежи Узбекистана. За счет этого, наверняка вы читали в социальных сетях, в ваш университет не смогли поступить на грант даже те, кто решил тесты 100 процентов. Но, к сожалению, официального ответа на эту ситуацию мы не услышали. Скажите, пожалуйста, насколько это достоверно и справедливо? Может было бы разумнее внедрить льготы в другом порядке? Например, оказание помощи с оплатой контракта после сдачи тестов на равных условиях. Или установление лимита для льготников и проведение отдельного конкурса среди них. Не рассматриваются ли подобные пути выхода?
— Каждая категория льготников должна иметь свою квоту. Иначе, мы ни раз будем свидетелями подобных несправедливых ситуаций, когда лица ответив на 100% тестов не будут иметь возможности обучаться на гранте. Вам наверное известно, что дополнительные льготы при поступлении в вузы были введены для граждан, прошедших срочную военную службу и получивших рекомендации от войсковых частей. По новым правилам, они получают плюс 50% к баллам, набранным по итогам вступительных тестов. Данная ситуация вот уже второй год подряд порождает необоснованное завышение баллов и ограничивает достойных ребят в поступлении в ТГЮУ на грант. Отдельным вопросом является доля абитуриентов женского пола, к сожалению, она продолжает уменьшаться. В вузах республики доля студентов женского пола составляет в среднем от 15 до 20% от общего количества студентов. Ещё раз отмечаю, что для решения данной ситуации необходимо установить отдельную квоту для лиц, прошедших срочную военную службу.
— Также был зарегистрирован порядок приема выпускников юридических колледжей в университет без экзаменов. Но у общественности и этот вопрос вызывает некоторые недоразумения. Например, какой процент поступивших студентов они могут составлять? Как обеспечивается объективность при получении выпускниками колледжей рекомендаций в управлении юстиции? Не приведет ли это в дальнейшем к коррупции при поступлении в юридические колледжи?
— Надо отметить, что постановлением Кабинета Министров от 24 июля 2018 года № 573 утверждено Положение о приеме выпускников юридических колледжей Министерства юстиции Республики Узбекистан в бакалавриат Ташкентского государственного юридического университета. Данное Положение устанавливает, что прием абитуриентов в бакалавриат ТГЮУ осуществляется вне квот приема в соответствии с количеством мест, определяемым Министерством юстиции. Обучение студентов осуществляется на платно-контрактной основе в соответствии с законодательством.
Абитуриенты проходят индивидуальное собеседование на предмет определения:
понимания сути и значения проводимых в стране широкомасштабных реформ (наличие представления и способности рассуждать о реформах в сфере государственного и общественного строительства, обеспечения верховенства закона, развития и либерализации экономики, а также социальной сферы);
мотивации при выборе специальности (понимание сущности и социальной значимости профессии юриста, проявление к ней устойчивого интереса, наличие знаний и профессиональных навыков в области юриспруденции на уровне среднего профессионального образования);
личностно-профессиональных характеристик (способность к обучению, практической деятельности по решению профессиональных задач, дисциплинированность, организованность, ответственность, самостоятельность в принятии решений, наличие индивидуальных достижений, а также способность к самосовершенствованию и творческой деятельности);
уровня владения иностранным языком (наличие способности анализировать и излагать свои мысли, навыков понимания специальных терминов на иностранном языке, как правило, на уровне В1).
Решение о выдаче выпускнику юридического колледжа направления принимается специальной комиссией, образуемой приказом руководителя территориального органа юстиции.
Специальная комиссия учитывает следующие основные минимальные требования:
успеваемость выпускника юридического колледжа по итогам рейтинга по всем предметам в юридическом колледже должна составлять 71 и более процентов;
активное участие выпускника юридического колледжа в общественной жизни в юридическом колледже (участие в духовно-просветительской и общественной работе, проектах, конкурсах и других мероприятиях);
соблюдение выпускником юридического колледжа правил внутреннего распорядка, этических правил, установленных в юридическом колледже, а также наличие примерного поведения.
При рассмотрении вопросов соответствия основным минимальным требованиям, указанным в настоящем пункте, учитывается весь период обучения выпускника в юридическом колледже.
На основании решения специальной комиссии руководителем территориального органа юстиции принимается окончательное решение о выдаче или об отказе в выдаче направления. При этом на руководителей территориальных органов юстиции возлагается персональная ответственность за объективность принимаемых решений о выдаче выпускнику юридического колледжа направлений.
Общее количество выдаваемых направлений не должно превышать 30 процентов от всего количества выпускников юридического колледжа.
— Как развивается сотрудничество с зарубежными вузами? Как поставлена работа по обмену студентами?
— Мы очень нацелены на развитие международного партнерства. В этих целях мы требуем от наших педагогов и студентов владение английским языков на должном уровне. Иначе, если у педагогов и студентов нет английского языка, то бессмысленно говорить о международном сотрудничестве. Сейчас активно сотрудничаем с американскими вузами. Один из основных партнеров – это Школа права Бостонского колледжа, с которой ведется обмен преподавателями и планируется осуществление обмена студентами. Мы проводим совместные тренинги, профессора обучают нас педагогическому мастерству, методике проведения научных исследований. Достаточно крепкие связи с японскими вузами, а также мы постепенно выходим на европейские алма-матеры.
Президентом Республики Узбекистан поставлена задача по учреждению филиалов зарубежных вузов по юриспруденции. С этой целью мы активно ведем переговоры с рядом иностранных вузов с целью учреждения на территории нашей страны профильной высшей школы, которая начала бы функционировать с 2019 года. Потребность в высшем образовании в Узбекистане колоссальная. В этом мы можем убедиться на примере деятельности Вестминстерского университета в Ташкенте, который на протяжении 15 лет показал высокий уровень качества. Мы стараемся выходить на иностранных партнеров, чтобы создать вот такие филиалы, совместные программы двойных дипломов.
— Нам известно, что иностранныее абитуриенты, которые поступают в нынешнем году в ТГЮУ, не сдают экзамены. Но как выбираете их?
— Мы не в первый год даем возможность получения большего доступа к юридическому образованию для иностранцев. А с этого года осуществляется прием иностранцев и на уровне магистратуры. Эту инициативу подхватили и другие вузы. Наша цель увеличить число иностранных студентов, поскольку это приведет не только к признанию нашего образования за рубежом, но и позволит поднять качественный уровень обучения в ТГЮУ. Мы проводим с иностранцами собеседование, в ходе чего выявляем уровень их мировоззрения по специальности. После того, как мы убеждаемся в их компететности, даем возможность продолжить обучение в нашем вузе. В прошлом году студентами вуза стали граждане таких стран, как Япония, Южная Корея, Китай, Туркменистан, Казахстан и Российская Федерация. В этом году среди наших новых абитуриентов есть граждане Афганистана, Казахстана, Туркменистана, Южной Кореи и Российской Федерации. Обучение ведется на узбекском и русском языках, а для иностранных граждан с 1-го курса сформированы две группы английском языком обучения. Кстати, изучать право на иностранном языке могут и владеющие им на высоком уровне студенты нашей страны.
— В вашем вузе введено инновационное направление — 6 месячные курсы для тех, кто не знаком с юриспруденцией.
— Да. На самом деле для того, чтобы открыть более широкий доступ к юридическому образованию в соответствии с решением Президента в апреле месяце текущего года была предоставлена такая возможность. Концепция такова: человек с высшим образованием (экономист, финансист, инженер и т.д.), который уже достаточно на высоком уровне понимает определенную отрасль может в течение 6 месяцев изучить самые фундаментальные, теоретически нужные правоприменительные вопросы и получить диплом по специальности юриста. Конечно, многие могут задаться вопросом о целесообразности этого подхода, так как бакалавры обучаются на протяжении четырех лет. Здесь надо сказать, что у человека, который идет на курсы переквалификации, есть уже высшее образование, помимо этого есть практический опыт работы и, следовательно, такие граждане могут повысить квалификацию до нужного уровня. Такие слушатели по истечению 6 месяцев имеют возможность работать в качестве юристконсультов в государственных компаниях, хозяйственных субъектах, что включает в себя и иностранные предприятия. Но, конечно же, им не предоставляется возможность стать судьей, прокурором, нотариусом, адвокатом.
На сегодняшний день есть большая категория людей, например, бухгалтера, которые прекрасно знают законодательство. Для них такое обучение будет очень полезным. По получаемому запросу можно сказать, что это практика уже сейчас вызывает интерес у многих. Пока прием не начался, но могу сказать, что отборочный конкурс будет осуществляться через собеседование.
— На эти курсы принимаются все выпускники вузов или есть определенный список? Готова ли программа предметов для этих курсов? Обучение именно каким предметам в них предусмотрено?
— Поступать на курсы могут лица с высшим образованием по 47 направлениям указанным в приложении № 1 к Положению о курсах переподготовки по юридической специальности для лиц, имеющих высшее образование утвержденного постановлением Кабинета Министров от 14 июня 2018 года № 453. Законодательство устанавливает, что министр юстиции имеет право вносить изменения и дополнения в перечень направлений, исходя из потребностей рынка труда. Учебный план данных курсов будет включать такие дисциплины как Теория государства и права, Уголовное право и процесс, Гражданское право и процесс, Административное право и процесс, Трудовое право, Экономическое право и процесс, Процессуальные акты, а также выборные дисциплины такие как Письменная речь юриста, Иностранный язык.
— Будет ли прием на этот учебный год или вопрос все еще не решен?
— Обучение на курсах планируется начать с января 2019 года.
— Изменения коснулись и тех, кто будет учиться в магистратуре. Теперь продолжительность обучения будет составлять один год.
— Мы сократили магистратуру осознанно для того, чтобы в таком достаточно активном режиме дать возможность студенту не только изучить какие-то дисциплины по специальности, но и хорошо подготовить свою научную работу, которая также будет выполняться в форме определенного проекта, что потребует от студента магистратуры достаточно усиленной работы. К слову, зарубежом магистратура длится 1 год. Мы считаем, что 2 года это слишком длительный период. Кроме этого, мы внедрили в законодательство такое понятие, как «межотраслевое обучение» на уровне магистратуры. Это означает то, что студент не будет изучать исключительно правовые предметы. У него появится возможность расширить познания в сфере бизнес дисциплины, информационных технологий, что отразилось в названии направлений «Право и бизнес», «Право и информационные технологии». Со следующего года планируем открыть направление «Право и медицина», «Право и строительство» и т.д. Судите сами, насколько это будет полезным и востребованным. Таким путем нам удастся усовершенствовать законодательство в этих сферах.
— Читателей нашего журнала, естественно, интересует вопрос подготовки адвокатов. Ведь эффективность реализуемых реформ в судебно-правовой системе неразрывно связана с местом и ролью института адвокатуры в стране. А результативность и действенность работы адвокатуры определяют кадры. Но мы знаем, что за пройденный этап в этом направлении были допущены серьезные пробелы и недочеты. По этой причине большую часть адвокатов на сегодняшний день составляют бывшие сотрудники органов внутренних дел и прокуратуры, бывшие судьи. Исходя из этого обстоятельства, какая работа проводится в университете и юридических колледжах по подготовке адвокатов? В частности, как поставлена работа по созданию учебников или учебных пособий для подготовки адвокатов?
— Пользуясь случаем, я хотел бы призвать адвокатов поактивнее участвовать в учебном процессе ТГЮУ. К сожелению, я не могу похвастаться высоким уровнем участия адвокатов в учебном процессе. К примеру, в США 70 процентов педагогов преподающих правовые дисциплины являются практикующими адвокатами, корпоративными юристами.
ТГЮУ понимает, что современный адвокат помимо прочных знаний по материальному и процессуальному праву, также должен обладать прфессиональными навыками. В этой связи, в ТГЮУ начиная с 1-курса мы обучаем студентов навыкам письменности в рамках дисциплины «Письменная речь юриста», на последующих курсах «Процессуальные акты». Особое внимание уделяется преподаванию дисциплины «Адвокатура».
4 августа 2017 года между Палатой адвокатов Республики Узбекистан и ТГЮУ подписан Меморандум о партнерстве. Основной целью данного меморандума является подготовка высококвалифицированных юридических кадров, обеспечение неразрывной связи теоретической подготовки студентов с деятельностью по применению права, дальнейшее развитие сотрудничества в формировании навыков, необходимых для практической работы. В целях организации прохождения практики студентов ТГЮУ при Палате адвокатов создан клуб «PARALEGAL».
Совместно с адвокатами из США ежегодно проводятся учебные судебные процессы, студенты обучаются технике выступления в суде, работе с клиентами и т.д.
Наряду с вышеуказанными инициативами, особое внимание занимает деятельность Юридической клиники. В сентябре 2017 года данная клиника в качестве составной части образовательного процесса начала свою деятельность. Основная цель клиники сводится к развитию правоприменительных навыков студентов, а также оказание бесплатной юридической помощи малоимущему слою населения. К настоящему времени, ТГЮУ при поддержке Минвуза открыл филиал юридической клиники в Алмазарском районе. По выходным дням клиника совершает выездные приемные в городах и районах Ташкентской области.
— Что вы можете рассказать о научных работах в этом направлении? Какие исследования ведутся в сфере изучения проблем адвокатуры? Как налажено сотрудничество теоретиков и практиков данной сферы?
— В сфере научных работ могу сказать, что педагогический состав активно публикует статьи по актуальным вопросам адвокатуры. Педагогический состав ТГЮУ на постоянной основе участвует в процессах подготовки законопроектов, в работе рабочих групп по пересмотру законодательства, что с учетом специфики юриспруденции также является частью научно-исследовательской деятельности. Так, наши педагоги были вовлечены в процессе подготовке проекта Указа Президента от 12.05.2018 г. № УП-5441 «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов».
— Как нам стало известно, при Академии Генеральной прокуратуры создан ученый совет, присваивающий степени доктора наук и доктора философии, где разрешается проводить защиты диссертаций по специальности «Судебная власть. Прокурорский надзор. Организация провоохранительной деятельности. Адвокатура». Планируется ли сотрудничество с этим советом?
— Да. Мы уже начали сотрудничество с Академией Генеральной прокуратуры в научной сфере. Буквально недавно два наших докторанта провели обсуждение научных работ на научном семинаре и в ближайшее время готовятся к защите диссертаций по специальности «Судебная власть. Прокурорский надзор. Организация провоохранительной деятельности. Адвокатура»..
— Недавно Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров совместно с Министерством высшего и среднего образования был проведен рейтинг лучших вузов страны. Первым среди 57 вузов признан Национальный университет Узбекистана. Ваш университет на 26-м месте. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Рейтинг получился однобоким и преимущественно основан на научных показателях. При определении количественного состава показателей не учтены такие факторы как пропорциональность полученных данных к количеству существующих в вузе факультетов, педагогов, студентов, объему государственного финансирования отдельно взятых вузов. Следовательно, большой по количеству факультетов и педагогов, студентов вуз (НУУз), по логике должен быть победителем по всем показателям. Однако вуз с одним направлением обучения («Юриспруденция») будет в проигрыше в любом случае.
Нет уверенности в том, что приведенные количественные показатели рейтинга соответствуют действительности. Например, рейтинг определяет, что в Национальном университете Узбекистана 26, а в Ташкентском государственном экономическом университете 30 иностранных педагогов. Для такого количества иностранных специалистов требуются контингент студентов, в достаточной степени владеющих иностранными языками, а также финансовые ресурсы для оплаты расходов по привлечению этих специалистов. Примечательно то, что даже в Международном Вестминстерском университете, где все студенты владеют английским языком, нет такого количества иностранных педагогов.
Возможно, в указанные числа входят в основном гостевые лектора, а не иностранные преподаватели, осуществлявшие деятельность в вузах на семестровой или годичной основе. Если это так, то только за 2017 год в ТГЮУ состоялись визиты 180 иностранных гостей, из которых 31 были гостевыми лекторами.
При формировании рейтинга не уделено внимание на то, как организован учебный процесс, каков уровень качества учебно-методической документации, удовлетворенность студентов, уровень трудоустройства и отзывы работодателей. Соответственно, приведенные в рейтинге индикаторы, не позволяют говорить о надлежащем качестве высшего образования, делая рейтинг в основном наукоориентированным и оставляя без должного внимания процесс подготовки в вузах специалистов для практики.
Важно отметить, что направление обучение «Юриспруденция» непосредственно связана со спецификой юрисдикции Республики Узбекистан. В этой связи, профессорско-преподавательский состав ТГЮУ в большинстве случаев научную деятельность ведет на территории Узбекистана, исследуя национальное законодательство. Надо отметить, что профессорско-преподавательский состав ТГЮУ на постоянной основе участвует в процессах подготовки законопроектов, в работе рабочих групп по пересмотру законодательства, что с учетом специфики юриспруденции также является частью научно-исследовательской деятельности.
Следовательно, в отличие от точных дисциплин (математика, физика, химия, биология, медицина, инженерное дело), юриспруденция отличается своей исключительностью и воспроизводна от специфики отличительных признаков общественных отношений, формирующихся на территории Узбекистана.
Кроме того, рейтинг не отражает в себе инновационную активность вузов. Представленный рейтинг выстроен на принципе индивидуализации кадрового потенциала вузов (ученная степень, количество статей, количество прочитанных лекций и т.д.). Следовательно, рейтинг не принимает во внимание институциональное развитие вуза и не призван стимулировать такое развитие, а это в долгосрочной перспективе может вызвать риск несостоятельности всей сферы национального высшего образования.
К большому сожалению, данные нововведения и вклад ТГЮУ в развитие национального высшего образования были проигнорированы и не учтены при формировании рейтинга. Хотя в большей степени благодаря инициативам ТГЮУ, сегодня можно наблюдать процесс трансформации международных стандартов в национальное законодательство с целью распространения позитивного опыта на всю систему высшего образования Республики Узбекистан.
В странах СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан) вопросами изучения рейтинга вузов занимаются, в основном, независимые неправительственные организации (в России можно отметить работу Национального аккредитационного агентства (НАА), которое осуществляет сбор необходимых данных о функционировании российских вузов,
в Казахстане, Украине данной проблемой также занимаются схожие структуры). Деятельность данных организаций совершенно прозрачная, используется
в основном метод анкетирования, данные сверяются с вузами перед публикацией общественности. При этом, вузы не заинтересованы в предоставлении ложных сведений, поскольку анкетные данные проходят аналитическое исследование и перекрестную проверку.
В свою очередь рейтинговые агентства борются за свою репутацию, поэтому публикуют лишь абсолютно достоверные данные, которые вузы не в состоянии опровергнуть или признать ненадежными.
(Читайте в следующих номерах журнала “Advokat”).
0 изоҳлар
Изоҳ қолдириш