Эффективность использования единой электронной системы при фактическом задержании лица



 
  Расм манбаси : 

Развивая тему внедрения электронных адвокатских ордеров, необходимо еще раз поставить акцент на их необходимость в связи с процессом фактического задержания лица, до момента юридического (оформленного протоколом) задержания.

Согласно ст 220 УПК РУз «Задержание состоит в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях пресечения его преступной деятельности, предотвращения побега, сокрытия или уничтожения им доказательств»

В статье 221 УПК РУз указан перечень оснований для задержания, а именно:

если Лицо застигнуто при совершении преступления или сразу же после его совершения;

очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

на нем или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы совершенного преступления;

имеются данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, и если оно покушалось на побег или не имеет постоянного места жительства либо не установлена его личность.

Зачастую, в 90% случаев служащими органов дознания, сотрудниками органа внутренних дел или иных органов, осуществляющих доследственную проверку, дознание или предварительное следствие, либо иной правоохранительный орган вызывают граждан по телефону или через участковых сотрудников милиции не объясняя причины их вызова, а уже после прибытия гражданина в указанный выше следственный орган, удерживают его по несколько часов не выпуская на улицу и не давая возможности сообщения близким, о месте нахождения и причинах удержания граждан в органах внутренних дел или иных органах дознания.

Без оформления каких либо процессуальных действий граждан порой удерживают весь день, а иногда и сутки.

Ключевым словом является «удержание», которое не предусмотрено какой либо статьей процессуального кодекса.

Удерживая гражданина у себя, оказывая таким образом на него психологическое воздействие, сотрудники органов внутренних дел вынуждают человека, на тот момент находящегося в угнетающей и неизвестной для себя обстановке, делать послушно все что от него требуется, в обмен на то, что его выпустят.

Адвокаты сталкиваются с тем, что их приглашают в следственный орган для защиты прав и интересов лица, уже к моменту официальной фиксации задержания лица в соответствие с требование Законодательства. И к моменту оформления протокола Задержания, адвокат сталкивается с тем что у органа дознания уже имеется «Объяснительная» отобранная у «удержанного» ими лица написанная от руки в «свободном пояснении».

Таким образом адвокат, приходит лишь к официальной и письменной фиксации показаний гражданина, который в данном процессе может иметь статус не только подозреваемого или обвиняемого, но и свидетеля.

Давая устные гарантии того, что статус лица не измениться на более усложняющий его положение дел, сотрудники органа дознания получают сведения от гражданина описанные в его Объяснительной, порой отягчающие его положение, грубо нарушая требования ст. 46 и 48 УПК РУз.

Следует отметить, что статья 46 и 48 УПК РУз предусматривает права и обязанности подозреваемого и обвиняемого, что дает органам дознания и внутренних дел право не выполнять требования данных статей, т.к. на момент «удержания» лица, ему не дан статус обвиняемого или подозреваемого.

Такая данность, имеющаяся в процессуальном законодательстве РУЗ, дает право правоохранительным органам использовать этот процессуальный «промежуток», с пользой для себя.

Возвращаясь к теме электронных ордеров адвоката и цифровизации Адвокатуры в Узбекистане, где речь идет о Создании единой электронной системы на базе взаимодействия Палаты Адвокатов с Правоохранительными органами Республики Узбекистан, отражающей подачу электронных адвокатских ордеров в следственные органы посредством системы информационно-коммуникационных передач, так же необходимо внедрить электронную систему учета лиц, прибывших в орган дознания, которая будет фиксировать прибытие лица в данный орган, непосредственно при вхождение на территорию органа дознания или иные правоохранительные органы.

 С внедрением электронной системы учета (регистрации) прибывших в орган дознания лиц, близкие люди лишенные с ними связи, или лица у которых есть сведения что гражданин был вызван в правоохранительные органы, смогут официально обратиться к адвокату, с запросом об уточнении, не удерживается ли их родственник или близкий человек в органах дознания или в иных правоохранительных органах.

Адвокат в свою очередь, имея доступ к электронной системы на базе взаимодействия Палаты Адвокатов с Правоохранительными органами и органами дознания, будет иметь возможность обнародования незаконного удержания гражданина сотрудниками органов внутренних дел или иных правоохранительных органов, путем посещения единой электронной сети,
 что даст возможность в первую очередь уточнения о месте нахождении удерживаемого лица и своевременного требования о допущении адвоката к делу, в качестве защитника.

 Согласно статьи 29 новой редакции Конституции Республики Узбекистан принятой путем всенародного голосования на референдуме Республики Узбекистан, проведенном 30 апреля 2023 года « Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства…»

 Данное изменение в Конституции Республики Узбекистан продиктовано идеей предоставлять юридическую помощь всем и каждому не зависимо от наличия гражданства, статуса в обществе, пола, национальности, возраста, а так же не зависимо от того каков статус лица в уголовном процессе.

Постановлением Кабинета Министров от 22.07.2022 г. №399 утверждено Положение о порядке проведения электронной идентификации граждан в общественных местах сотрудниками подразделений патрульно-постовой службы органов внутренних дел.

 С 1 января 2023 года поэтапно внедряется система «Е-патруль», а практика доставления гражданина в ОВД для установления его личности будет отменена. Все данные будут проверяться онлайн, а деятельность патрульного – фиксироваться на бодикамеру. 
Согласно данного Положения Гражданин, не имеющий при себе документа, удостоверяющего личность, доставляется в орган внутренних дел в следующих случаях:

  • когда его личность не может быть установлена с помощью планшета
  • при установлении разыскиваемых или пропавших без вести лиц
  • при сопротивлении в процессе уточнения личности
  • при задержании в момент совершения правонарушения в общественном месте.

Правительство Республики Узбекистан проявляет заботу о том, что бы исключить незаконные задержания и вмешательства в личную жизнь граждан и ограничить их задержание до такого момента, когда сотрудником правоохранительных органов с помощью планшета будет установлена личность задерживаемого, что само по себе исключит момент его привода в органы внутренних дел, для установления его личности.

Однако не всегда можно положиться на техническую бесперебойность и человеческий фактор, когда по ошибке сотрудника внутренних дел, не будет возможности установления личности задержанного лица с помощью планшета.

Не смотря на то, что нынешняя политика Республики Узбекистан взяла вектор защиты Прав и интересов гражданина в первую очередь, и неустанно усовершенствует Законодательство, устраняя в нем пробелы, остается неизменным то, что граждане все же продолжают вызываться в органы дознания и правоохранительные органы. В связи с чем имеется необходимость в электронной фиксации (регистрации) входа или привода лица на территорию органов внутренних дел или иных правоохранительных органов.

Это необходимо для обеспечения своевременной правовой защиты и наличия сведений у близких, о нахождении члена их семьи в том правоохранительном органе, в который он был приведен.

Данная ситуация, связанная с пробелом в процессуальным Законодательством связанным с промежутком времени от момента фактического задержания гражданина (т.е. просьба следовать в правоохранительные органы или в ближайший опорный пункт милиции, просьба остановить движение автомобиля и оставаться на месте до момента выяснения и т.д.)которые остаются не зафиксированными в каком либо процессуальном документе отражающем тот факт, что на самом деле лицо на данный момент не распоряжается своим временем, траекторией и направлением передвижения по своему усмотрению, а вынужден следовать требованиям лиц, которые его «задерживают», в действительности беспокоит правоведов.

 Фактическое задержание обычно проводят не сотрудники органов дознания или предварительного следствия, а представители служб и подразделений МВД РУз, ГИБДД РУз, БПИ при Ген. Прокуратуре РУз, иных ведомств, осуществляющих административную, оперативно-розыскную, уголовно-исполнительную или иную не процессуальную деятельность, которые в принципе не наделены полномочиями по производству предварительного расследования и, таким образом, не имеют никаких законных прав на вынесение уголовно-процессуального акта — протокола задержания подозреваемого.

 По инициативе Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева, Законом Республики Узбекистан 14 мая 2020 г № ЗРУ-617 были внесены изменения в Уголовно процессуальный Кодекс РУз в частности в статью 224.

Так, согласно статьи 224 УПК РУз Процессуальные действия состоящие из предъявления документа удостоверяющего личность задерживающего компетентного лица, и сообщение подозреваемому, что он задержан по подозрению в совершении преступления, в обязательном порядке фиксируются видеозаписью.

В случаях, не терпящих отлагательства в проведении вышеупомянутых процессуальных действий допускается их осуществление без фиксации видеозаписью. Данное правило не распространяется на случаи осуществления задержания в здании органа внутренних дел или иного правоохранительного органа.

В случае задержания лица без фиксации видеозаписью сотрудник органа внутренних дел или иного правоохранительного органа обязан разъяснить процессуальные права задержанного с обязательной фиксацией видеозаписью после доставления его в здание органа внутренних дел или иного правоохранительного органа. Задержанный ознакомляется с видеозаписью путем ее воспроизведения.

Не смотря на то, что поправками в статью 224 УПК РУз, право задерживаемого усиленно и подстраховано тем, что сам момент задержания вне зданий правоохранительных и компетентных органов надлежит видеофиксации, остается открытым момент со «случаями не терпящими отлагательств», при наличии которых в соответствии с требованиями той же статьи «….сотрудник органа внутренних дел или иного правоохранительного органа обязан разъяснить процессуальные права задержанного с обязательной фиксацией видеозаписью после доставления его в здание органа внутренних дел или иного правоохранительного органа»

Ключевым, здесь, является момент «после доставления задержанного в здание органа внутренних дел или иного правоохранительного органа».

Таким образом электронная фиксации (регистрации) лица входящего в здание органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, для осуществления дознания, доследственных мероприятий остается актуальной.

Создание единой электронной системы на базе взаимодействия Палаты Адвокатов с Правоохранительными органами и органами дознания, возможность адвокатов с помощью электронных кабинетов посещения данной электронной системы, исключит незаконный привод, удержание гражданина, сотрудниками органов внутренних дел или иных правоохранительных органов, что даст возможность своевременного требования о допущении адвоката к делу, в качестве защитника, сократит количество необоснованных задержаний, обеспечит прозрачность.

Нигора ТАГАЕВА,

адвокат-руководитель адвокатского бюро «TAGAEVA AND LOWERS

2023-07-03 10:32:11  |  744 |   0  | 
  • Teglar orqali izlash:

0 изоҳлар



Изоҳ қолдириш







Кириш Регистрация
Парольни унутдингизми?
Кириш Регистрация
Кириш Регистрация
Регистрация