“Вы на правильном пути. Но нельзя никогда останавливаться”



 
  Расм манбаси : 

В кулуарах конференции наш корреспондент поговорил с председателем Адвокатской ассоциации Грузии Давидом Асатиани.

 Господин Асатиани, какие Ваше впечатления и ожидания от конференции?

– Во-первых, очень важно, что в Узбекистане проходит такое масштабное международное мероприятие. Мы видим, что наше узбекские коллеги твердо намерены основательно реформировать систему адвокатуры, улучшить условия для адвокатов и их правовую защиту. В свою очередь, все это в конечном итоге повысит качества правосудия в вашей стране. Поэтому эта конференция крайне важная и нужная инициатива. В ней вместе с адвокатами участвуют и представители парламента, судебной власти и Министерства юстиции Узбекистана. И все они в своих выступлениях подчеркнули особую роль адвокатуры в системе правосудия, демонстрируя тем самым, что государство действительно заинтересовано в реформе сферы. Значит, есть консенсус между государством и юридической профессией, и это очень положительный момент. Уверен, результат будет соответствующим.

– Господин Асатиани, в ХХ веке Ваша страна сделала огромный скачок в демократическим развитии и создании правового государства. В нашем сознании современная Грузия тесно связана с персоной Михаила Саакашвили. Его, как реформатора, ставят в один ряд с знаменитым Ли Куан Ю. Расскажите, пожалуйста, когда и как прошла реформа института адвокатуры в Грузии.

– Реформа системы адвокатуры в нашей стране стартовала до прихода Саакашвили к власти. Мы начали строить адвокатуру современной Грузии в 2002 году, когда был принят новый закон об адвокатуре и все адвокаты страны объединились в единую организацию – Адвокатскую ассоциацию Грузии. На сегодняшний день количество ее членов превышает больше 10-тыс. (примерно 6 тыс. из них – практикующие адвокаты). Соответственно, с того момента мы начали работать над обеспечением независимости адвокатов. Боролись за реформы, чтобы адвокатура была исключительным самоуправлением и свои проблемы решала самостоятельно. Нам удалось объяснить и государству, и обществу то, что любая попытка контроля адвокатуры извне чревата последствиями. Реформа проводилась успешно, и сегодня этот вопрос уже не стоит на повестке. Все уверены в том, что независимая и сильная адвокатура – это залог эффективной правовой системы и качественного правосудия.

Знаете, я бы не стал подчеркивать, что мы далеко вперед ушли от Узбекистана. Мы долгое время жили вместе в составе одной страны, мы оба являемся пост-тоталитарными государствами, и у нас много общего. Вы сейчас находитесь в переходном периоде, я не сомневаюсь, что пройдете этот этап более чем успешно. Потому что я отчетливо вижу здесь желание, стремление, консолидацию…

– Насколько независима адвокатура в Грузии? Как устроены ее отношения с государственными структурами, в частности Министерством юстиции?

– Хороший вопрос.

В первую очередь это гарантировано конституцией. Там прямо написано, что беспрепятственное осуществление прав адвоката и право адвокатов на самоорганизацию гарантируется законом. Это же норма детально разъяснена в отдельном законе (который называется «Законом об адвокатах») и дополнительно гарантирована.

Мы юридическое лицо публичного права, мы публичная корпорация. Соответственно, как самоуправление, все вопросы решаем сами, включая такие ключевые вопросы, как вхождение в профессию, установление стандартов профессиональной этики, дисциплинарное производство и т.д. Здесь нет никакой связки с Министерством юстиции. И в финансовом плане мы полностью независимы от государства – существуем только за счет членских взносов. Да, мы небогатая организация, но взносы хватают, чтобы сохранить нашу независимость.

Что касается других атрибутов независимости, у нас председатель Ассоциации, исполнительный комитет, состав комиссии по этике, которая занимается дисциплинарным производством, – избираются путем прямых и демократических выборов.

Наши отношения и контакты с Министерством юстиции чисто технического характера. Учреждения исполнения наказания в Грузии функционируют в составе Минюста, и их путь с адвокатами может пересекаться, например, когда нарушается права их подзащитных. Следовательно, мы общаемся, контактируем в рабочем режиме, у нас могут быть совместные инициативы, проекты. Но это никак не влияет на самостоятельность и независимость адвокатуры. Нашу политику мы определяем сами.

– Несколько лет назад Узбекистан посетил Верховный комиссар ООН по вопросам независимости судей и адвокатов господин Диего Гарсия-Сайян. В одной из встреч он сказал, что в Грузии самая лучшая система бесплатной юридической помощи из всех стран постсоветского пространства. Хотел бы спросить, как устроена эта система, когда внедрена и какие особенности имеет?

– Это редкая модель, не очень распространенная в других юрисдикциях. Мы выбрали ее примерно десять лет назад. Суть этой модели заключается в том, что есть специальная служба, которая отвечает за оказание бесплатной юридической помощи гражданам Грузии. Это те люди, которые нуждаются в помощи государства, чтобы их интересы и права были защищены в судах, следственных органах, в разных инстанциях, но не имеющие материальные возможности платить частным адвокатам. Они могут обратиться в Службу бесплатной юридической помощи, которая осуществляет менеджмент и управление всех этих дел. Там работают около триста адвокатов, все они являются членами нашей ассоциации, и все права адвокатов, гарантии независимости и требования этики на них, конечно, распространяются. Эти адвокаты не занимаются частной практикой, они целиком сконцентрированы на делах неимущих и получают за это достойную зарплату. Служба независима от Министерства юстиции или любой другой правительственной структуры, она подотчетна только парламенту. Ею управляет специальный совет, который состоит из 9 человек, 3 из которых являются представителями адвокатуры.

В целом, деятельность Службы бесплатной юридической помощи достаточно эффективна.

– Существуют ли в Грузии какой-нибудь рейтинг адвокатов по их достижениям, например, квалификации?

– Мы стараемся по мере возможности поощрить наших коллег за их вклад в развитие адвокатуры. Есть ордены, специальная медаль, которая вручается за большие заслуги. Кого наградить ею – это решает общее собрание. Но при мне такого еще не было. Лично я избегаю всяких рейтингов, не думаю, что это положительно влияет на единство адвокатов. Конечно, мы чтим и уважаем наших коллег, которые уже 40-50 лет в профессии, мы признаем их вклад, но не стоит забывать, что все адвокаты – конкуренты в юридическом рынке. И чтобы не имело место дискриминация или восприятие какой-то дискриминации, субъективизма, я всегда избегаю кого-то официально наградить. Грамоты, сувенирные подарки не считаются, конечно.

– Что бы Вы рекомендовали политическому руководству Узбекистана для реформирования адвокатуры и судебно-правовой системы в целом?

– Курс нынешней власти вашей страны правильная, она четко знает, что хочет и какой результат преследует. Есть колоссальное желание создать демократическое, правовое государство и гражданское общество. Проводятся реформы. Успехи уже заметны. Но самое главное, знаете, что? Не останавливаться. Нельзя стоять на месте. В мире нет идеальной системы, все всегда совершенствуется. Проблемы хватают даже в самых развитых и демократических странах. Перманентные и основательные реформы, ориентированные на эффективное и качественное правосудие, непременно дадут плоды.

Беседовал Ойбек МУМИНОВ.

2022-12-28 11:47:07  |  1003 |   0  | 
  • Teglar orqali izlash:

1 изоҳлар

После интервью с Двидом Асетианм- председателем Ассоциации адвокатов Грузии.???? Очень интерсные мнения. Мне интересно об организации Службы бесплатной юридической помощи, и что она подотчетна парламенту. Надо бы изучить... и специальный совет из 9 человек, его статус и полнамочия, и что 3 из них адвокаты. Кто такие остальные члены совета. Надо бы изучить, что обнаруживаю в этом что-то положительное зерно для правоприменения адвокатской деятельности. А вот я не соглашусь с мнением Давида с тем, что может быть как дискриминация или субъктивизм в поощрении адвокатов адвокатов. Каждая реальность отличия в любой професси именно исходит от субъктка, человека, которого Всевыщний наградил даром. И этот Божий дар должны видет и заметить другие. Мы должны постараться равняться к таким одаренным личностям, в положительном понимании смысла слова, действия. Ведь есть қакт в том, что даром красноречия не все адвокаты одарены! И не все могут быть такими. Это факт, это реальность. Нам необходимо восприять и принять такое как образец, и стремиться к этому как к положительному. А на счеть рейтинга адвокатов, пожалуй я с ним соглашусь. Рейтинги бывают только в спорте и в соревнованиях. А рейтинг адвоката пусть оценять сами клиенты, подзащитные, доверители, в общем граждане ощущающие такового.



Изоҳ қолдириш







Кириш Регистрация
Парольни унутдингизми?
Кириш Регистрация
Кириш Регистрация
Регистрация