Как можем развивать адвокатуру?



 
  Расм манбаси : 

 

Меры по институциональному развитию адвокатуры, внедрению новых современных, инновационных механизмов оказания юридической помощи

1. О необходимости реформирования адвокатуры

Осуществляемые в стране реформы с неумолимостью охватывают все новые и новые сферы. Адвокатура Узбекистана, как важнейший институт правовой системы, не может оставаться в стороне от этих реформ. Сегодня адвокатскому сообществу надо определяться с вопросом о том, нуждается ли наша адвокатура в реформировании и, если да, то как именно следует ее реформировать. Это также и вопрос о том, что из уже используемого в регулировании адвокатуры следует сохранить, а что изменить.

По сути, реформирование - это всегда двуединая задача: выбора модели и разработки программы движения (дорожной карты) к ней.

При разработке программы будет необходимо учесть универсальные основы, общие тенденции и некое будущее этой модели и определиться, готовы ли мы принять во внимание международный и зарубежный опыт и, если да, то в какой степени.

Наверное, при разработке новой модели адвокатуры речь должна идти именно о заимствовании, так как в основе адвокатуры любой из стран развитой демократии, как и в универсальных международных нормах о юридической профессии, лежат классические и традиционные правовые принципы, которые уже не одну сотню лет остаются неизменными. А все новое в институте адвокатуры в основном представлено не столько новыми правовыми принципами и основами, сколько достраиванием уже существующей модели второстепенного компонентами и приобщением к техническим инновациям, т.е. адаптацией классического института к реалиям современности. Полагаем, что для выстраивания и определения фундаментальных принципов и основ адвокатуры следует обратиться к универсальным принципам, разработанным в странах развитой демократии (США, Англия, Франция и Германия) и уже ставшим международно-правовыми (признанными ООН).

Ниже попытаемся ответить на эти вопросы и дать рекомендации по направлениям реформирования адвокатуры.

1.1. Что реформировать в адвокатуре

Понятно, что у адвокатуры есть как внешние отношения, так и внутренние ("внутрицеховые").  Внешние отношения - это отношения с доверителями (корпоративными и частными), так и отношения с публичными органами, перед которыми адвокаты представляют интересы своих доверителей и т.д. К внешней группе относится и юридическое образование. Очевидно, что эти отношения нуждаются в постоянном совершенствовании, а порой и в радикальном реформировании, однако это не является темой данной публикации. К счастью, в этой группе отношений в силу ее важности уже давно определены международные и универсальные нормы и стандарты их применения, большинство из которых давно общеизвестны. Поэтому, в этой группе отношений нерешенной остается лишь задача заимствования и адаптации этих конкретных норм и стандартов в национальное законодательство и судебную практику. Внутрицеховые же отношения, возникающие между субъектами института: органами адвокатского самоуправления; адвокатскими формированиями и адвокатами играют первостепенную роль, так как без их правильного урегулирования не будет сильной адвокатуры, способной активно влиять на реформирование внешних отношений.  В текущей публикации мы остановимся преимущественно на внутрицеховых отношениях и их воздействии на общественно-правовую роль адвоката.

В целом, в большинстве иностранных юрисдикций в отношениях между сообществами юристов и органами их самоуправления, если и сформировались некие универсальные стандарты, то большинство из них не приобрело статус международных рекомендаций, чтобы их можно было напрямую заимствовать из международных актов и имплементировать в национальное законодательство. Подобным же образом и сфера отношений внутри адвокатских формирований не имеет устоявшихся международных норм и может отличаться от страны к стране. Тем не менее, некие универсальные (общие) принципы этих отношений существуют. Остановимся на них ниже.

1.2. Универсальные (общие) принципы

Ниже мы перечислили основные универсальные принципы для отдельных сфер адвокатуры, на основе которых должны быть сформулированы современные регулятивные положения института адвокатуры:

1.2.1. Принципы института адвокатуры:

— сильный процессуальный статус адвоката (в том числе в досудебных инстанциях);

— единое сообщество юристов и единые правила этики и стандарты поведения для всех категорий юристов, включая судей и работников прокуратуры;

—  негосударственный статус адвокатуры (хотя в ряде стран наряду с частными адвокатами существуют государственные и общественные адвокаты);

—  монополия адвокатуры на представительство в судах и на рынке правовых услуг;

—  национальный монополизм адвокатуры в процессуальных органах;

—  прозрачные механизмы назначения адвокатов по делам публичной защиты;

—  коллективная защита профессиональных интересов и отдельных адвокатов;

—  участие адвокатуры в законодательной деятельности государства.

1.2.2. Принципы самоуправления адвокатуры:

— демократичность (выборность, прозрачность и т.п.);

— независимость, т.е. самоуправляемость, автономность и самофинансирование;

— отчетность органов управления перед коллективными органами адвокатов;

— наличие инструментов плебисцита (прямого голосования адвокатов);

— индивидуально-делегированное участие адвокатов в органах самоуправления;

— право адвокатов в любое время отозвать свою мандат или решение о делегировании своих прав представителю;

— механизм отзыва члена представительного органа;

— механизм роспуска представительного органа.

1.2.3. Принципы практики адвокатских формирований:

— предпринимательский характер деятельности адвокатов;

— использование коммерческих организационно-правовых форм для адвокатских формирований;

— обязательность лицензирования юридических услуг (принцип квалифицированного допуска к представительству и консультированию третьих лиц);

— градация адвокатов на категории трудовой занятости (самозанятый vs наемный);

— распределение прибыли между самозанятыми адвокатами (учредителями);

— деление на практики (специализации) в адвокатском формировании;

— смешанные практики адвокатов со специалистами других профессий.

1.2.4. Принципы адвокатской профессии:

— субъектом юридических услуг является индивидуально-определенный адвокат;

— специализация адвокатов;

— открытость информации о квалификации и специализации адвоката;

— обязательное индивидуальное страхование профессиональной ответственности;

— полная и солидарная индивидуальная ответственность совместно практикующих адвокатов (полная ответственность партнера за собственные ошибки и ущерб, и солидарная - за ущерб причиненный коллегами-партнерами);

— система повышения квалификации на основе бальной оценки интеллектуальной активности без обязанности прохождения специальных курсов.

Мы не претендуем на охват всех принципов и элементов, утвердившихся в иностранных юрисдикциях, тем не менее, надеемся, что последующее реформирование адвокатуры и содержание конкретной работы органов управления Палаты адвокатов РУз (далее - "Палата") будут осуществляться в русле перечисленных принципов.

1.3. Расширение социальной роли адвоката в оказании юридической помощи

При реформировании адвокатуры часто забывается социальная цель, ради которой нужен сам институт адвокатуры и требуется его реформирование. Несомненно, перед адвокатурой стоят разные цели: правозащитные, социальные, организационные и другие. Но именно общественная цель, которая заключается в обеспечения конституционного правопорядка, является определяющей для адвокатуры. Поэтому любая реформа адвокатуры должна во главу угла ставить именно эту цель. И определяемые задачи (т.е. способы и методы) должны, в конечном итоге, соответствовать этой цели. К сожалению, в прошлые периоды социальная функция адвокатов примитивно сводилась к расширению принудительной бесплатной помощи адвокатов населению.

Вот главные задачи и способы достижения подлинно общественной цели:

1) повышение роли и статуса адвокатуры в системе правосудия;

2) расширение степени участия адвокатуры в оказании юридической помощи гражданам и юридическим лицам;

3) расширение степени участия адвокатуры в законопроектной и законотворческой деятельности.

1.3.1. В чем роль Палаты

За прошлое десятилетие возникло сильнейшее отчуждение между органами управления Палаты и рядовыми адвокатами. Органы управления забыли о своей подотчетности рядовым адвокатам и о том, что они на службе у адвокатов, а не наоборот. Палата на протяжении многих лет генерировала собственный документооборот, в потоке которого истинные цели адвокатуры отошли на второй план. В тоже время созидательной работы, пошагово решающей глобальные проблемы адвокатуры, рядовые адвокаты не видели. Именно на эти недостатки обратил внимание Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов" № УП-5441 от 12.05.2018 г., указав, что "роль Палаты адвокатов в качестве защитника института адвокатуры была сведена к минимуму, ее взаимодействие с адвокатами ограничивалось сбором статистики и характеризовалось излишней бюрократизацией" и что "допускается существенное административное воздействие при рассмотрении вопросов приостановления и прекращения действия адвокатской лицензии, вследствие чего подрывается самостоятельность и независимость адвокатуры".

Наверное, сегодня требуют пересмотра именно те положения текущего Устава и внутренних положений Палаты, которые привели к бюрократизации и работе ее Правления во многом вопреки интересам адвокатуры и отдельных адвокатов.

1.3.2. Отсутствие прозрачности и открытости объединения

Уже много говорилось о келейном стиле работы органов управления Палаты. Повторимся, что без открытости деятельности Правления и отчетности перед представительными органами адвокатов, не удастся обеспечить прозрачность деятельности адвокатуры перед гражданами. Новое руководство уже предпринимает шаги в этом направлении, но на данный момент в открытом доступе продолжает отсутствовать:

— информация о внутренней структуре, должностях, полномочиях и сфере ответственности членов Правления, времени их приема и их служебные контакты для свободного контакта с ними рядовых адвокатов;

— информация о невыборных сотрудниках Палаты -  о том, кто и чем занимается в недрах нашего органа самоуправления;

—информация о планах адвокатуры (финансовых, рабочих, научных и законопроектных программах, о направлениях реформирования адвокатуры).

По указанным причинам была утрачена обратная связь с рядовыми адвокатами, и имеющийся интеллектуальный потенциал адвокатов оказался не востребованным.

А из-за искусственно насаждавшегося предыдущем руководством Палаты запрета специализации, население не имело возможности найти в публичном доступе информацию об адвокате искомого профиля, что в свою очередь снижало оценку степени доступа правосудию.

1.3.3. Что на самом деле должно делать Правление

Ниже мы перечислим задачи Палаты (выдержка из ст.12-2 Закона "Об адвокатуре"), реализацию которых предыдущее Правление, по нашему мнению, не выполнило или выполнило не полностью:

— содействие дальнейшему развитию адвокатуры, повышению ее авторитета, усилению роли адвокатуры в защите прав и свобод человека;

— осуществление мер по правовой пропаганде, направленной на повышение правовых знаний и правовой культуры населения;

— внесение предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, обеспечению целостности правового регулирования и единообразного применения норм законодательства;

— представление и защита прав и законных интересов адвокатов, в том числе в отношениях с органами государственного и хозяйственного управления, а также в суде;

— принятие мер по защите адвокатов от преследований, ограничений и посягательств в связи с их профессиональной деятельностью;

— организация профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов.

Все, что перечислено выше это и есть указатели на нашей будущей "дорожной карте".

2. Дорожная карта

2.1. Задачи ближайшего времени

2.1.1. Налогообложение и бухучет в адвокатских формированиях

Необходимо определиться со следующим:

— режимом налогообложения индивидуальных доходов адвокатов и нередко возникающих доходов самих адвокатских формирований (поскольку отдельные транзакции с активами влекут начисление общеустановленных налогов);

— применением НДС в отношении юридических услуг и адвокатской деятельности в целом;

— особенностями участия адвокатских формирований в электронных базах, сверстанных под деятельность коммерческих субъектов;

— общегражданской правоспособностью адвокатов на управление своими активами (правом сдавать в аренду недвижимость, владеть акциями и долями).

2.1.2. Система обратной связи

Ввести практику еженедельных и ежемесячных встреч Правления с адвокатами для обсуждения волнующих их вопросов и обмена мнениями (так называемые "дни открытых дверей") - это соответствует обязанности Палаты "содействовать дальнейшему развитию адвокатуры". Материалы таких встреч и "наказы" адвокатов должны аккумулироваться, обрабатыватся и публиковаться на сайте.

2.2. Задачи следующего (2019) года (в порядке приоритетности)

2.2.1. Принятие Устава палаты в новой редакции

Текущий Устав с его федеративными и квотными принципами представительства нарушает принципы и нормы справедливости, что, фактически, ведет к разобщению адвокатуры, вместо ее объединения и усиления. Наверное, ни у кого нет сомнений, что Устав Палаты, порядок устройства органов Палаты должны быть пересмотрены с учетом новых задач, поставленных перед адвокатурой руководством страны.

Ниже мы остановимся на основных положениях, которые должны быть учтены при реформировании Устава:

Структура Палаты

В структуре Палаты должно быть четыре категории уставных органов:

1) высшие представительные органы управления (региональные и республиканские собрания адвокатов или их представителей);

2) исполнительные органы  (областные и республиканские Правления);

3) органы контроля профессии - квалификационная комиссия и дисциплинарная комиссия;

4) органы контроля финансово-хозяйственной деятельности объединения - ревизионная комиссия.

Принципы управления адвокатурой

Система органов Адвокатуры должна основываться на принципах представительной демократии, подразумевающих следующее:

Принципы представительства

1) рядовой член организации (адвокат), обладает неотчуждаемым правом участия в ее высших представительных органах управления: непосредственно или через представителя, выбирать и быть выбранным;

2) решение адвоката о передаче своего участие в высших представительных органах управления другому лицу может быть только добровольным и не зависеть от места его работы;

3) во всех случаях представительства должно иметься однозначное выражение воли адвоката (лучше письменное);

4) представительство оформляется мандатом или поименным избранием делегатов.

Принципы делегированного управления

5) все уставные органы Палаты должны быть независимы друг от друга, что обеспечивается:

— несовпадением сроков полномочий исполнительных органов (срок избрания от 2-4 года) и органов контроля профессии и контроля финансово-хозяйственной деятельности (срок избрания 1-2 года);

— запретом на совмещение членства в этих органах;

— запретом на повторное избрание в состав исполнительных органов;

— подчинением органов контроля профессии и контроля финансово-хозяйственной деятельности напрямую высшему представительному органу управления, без какой-либо зависимости от исполнительных органов;

— заседания исполнительного органа не могут быть закрытыми (любой адвокат имеет право присутствия на таких заседаниях без права голоса, но с правом быть выслушанным).

Принципы справедливости

6) адвокаты и члены исполнительного органа могут принять участие в заседаниях органов контроля профессии и контроля финансово-хозяйственной деятельности, при наличии приглашения, оформленного их коллективным решением;

7) лица, являющиеся членами органов, контролирующих доступ к профессии (квалификационная комиссия) не могут совмещать должности в органах, контролирующих выход (приостановление и прекращение) из профессии (дисциплинарная комиссия);

8) решения республиканских органов обязательны для соответствующих региональных органов с учетом разделения их компетенции, а именно: решения республиканских исполнительных органов обязательны для региональных исполнительных органов, но не обязательны для региональных органов контроля профессии и контроля финансово-хозяйственной деятельности (кроме решений общего применения).

Принципы прозрачности деятельности

9) повестка дня заседания исполнительного органа должна заранее публиковаться на сайте Палаты и в социальных сетях;

10) все решения всех органов управления Палаты должна публиковаться на сайте Палаты и и в социальных сетях в сроки, позволяющими их оспорить.

2.2.2. Специализация адвокатов и лицензии

1. Чтобы не плодить проблемы с заменой лицензий, для действующих адвокатов надо сохранить существующие у них лицензии и приравнять их к новым лицензиям. Это будут лицензии категории "А", которые одновременно охватывают все правовые специализации. Новый порядок лицензирования применить только в отношении новых кандидатов. Это будут лицензии категории "Б" - по отдельным специализациям, определенным законом (сейчас определены законодательством). Такой  подход снимет нервозность в среде действующих адвокатов и упразднит условия для злоупотреблений.

2. Признать, что существуют лицензионные и нелицензионные специализации адвокатов. Специализации, по которым претенденты сдают квалификационные экзамены, получают лицензии и проходят повышение квалификации, являются лицензионными. Направления лицензионных специализаций адвокатов определяются высшим органом самоуправления адвокатуры. Каждой отдельной лицензионной специализации соответствует лицензия из категории Б. Нелицензионную специализацию вправе использовать любые адвокаты.

3. Выбор адвокатом хотя бы одной лицензионной специализации обязателен. Адвокат самостоятельно определяет свою лицензионную специализацию. Вновь вступающие адвокаты имеют право получить лицензию по каждой выбранной им специализации после сдачи соответствующего квалификационного экзамена. В случае сдачи экзамена только по одному направлению специализации, адвокат, соответственно, получает одну лицензионную специализацию.

4. Специализация, не совпадающая с лицензионной, является нелицензионной. Направления нелицензионной специализации не ограничены и на усмотрение адвоката могут быть любыми.

5. Адвокат самостоятельно определяет свою нелицензионную специализацию.

6. Определение адвокатом своей специализации представляет собой заявительную процедуру и не влечет ограничений в осуществлении адвокатской деятельности за рамками заявленной адвокатской специализации, равно как и не влечет обязанности соблюдать какие бы то ни было разрешительные процедуры.

7. Независимо от избранной специализации, адвокаты могут, а в установленных законом и решениями органов самоуправления адвокатов случаях, обязаны оказывать доверителям юридическую помощь за рамками такой специализации.

Насколько мы понимаем, в других юрисдикциях, где существует государственное регулирование специализации, она повторяет специализацию судов, но не основана на научно-отраслевом разделении права. Логично допустить, что судебная специализация может регулироваться государством или профессиональным объединением, и предполагает привязку к специализации судов и основывается на соответствующей квалификации (а иногда и специальном образовании) адвокатов. Ну а отраслевая специализация с учетом ее многообразия и постоянного изменения никак не связана с государственным интересом, и, поэтому не может быть иной кроме как заявительной. В части отраслевой специализации только сам адвокат решает, чем и где ему заниматься, по крайней мере до того момента, пока им не определена судебная специализация. Мы понимаем, что специализация это, во-первых, допуск государством данного адвоката к участию в определенных судах и соответствующих досудебных инстанциях. Во-вторых, это декларация государства, обращенное доверителю, о соответствие адвоката требуемо специализации и, в-третьих, - условие профессиональной конкуренции адвокатов. А в-четвертых, - способ самоограничения ответственности и профессионального совершенствования. Все это отнюдь не означает, что адвокат не может консультировать за рамками избранной специализации, при наличии соответствующего допуска (лицензии). Поэтому, если количество судебных или регулятивных специализаций определяется в привязке к судам, то отраслевая специализация адвокатов не может ничем ограничиваться и каждый волен сам определять отрасль правовой практики (за рамками судебной), в которой он видит свой интерес. Если не учесть эту свободу, то не будут обеспечены условия для появления высококвалифицированных специалистов по отдельным отраслям и подотраслям права.

2.2.3. Публичная информация о квалификации и специализации адвокатов

Необходимо дополнить официальный реестр адвокатов и адвокатских формирований достоверными сведениями, представляющими важность для потребителей услуг -  это размещение контактных данных, полных сведений об образовании (с указанием оконченных учебных заведений), стажа и опыта работы (включая неадвокатскую работу), сведений о лицензионной и заявленной нелицензионной специализациях с рубрикацией по формированиям, отраслям права и специализациям, о страховом покрытии профессиональной ответственности и других).  Реестр должен быть публично доступным и обеспечивать возможность получения информации в понятной форме.

2.2.4. Реформа системы повышения квалификации

1. Адвокатура должна самостоятельно управлять системой повышения квалификации адвокатов. Иначе получается, что Палата несет ответственность, но при этом не полностью самостоятельна в организации учебы.

2. Сдача зачетов, экзаменов и тестов должна быть отменена, ведь смысл обучения не в создании очередных систем отсева неугодных адвокатов.

3. Полагаем, повышение квалификации не должно ограничиваться камеральной академической формой. Следует начать внедрение замены обязательного повышения квалификации системой набора баллов за счет интеллектуальной активности (например, публикации) или флотационного обучения путем набора установленного количества баллов на протяжении трехлетнего периода. Баллы начисляются за публикации, выступления с докладами, участие в качестве слушателя общественно-значимых мероприятий по специальности, преподавательскую деятельность, и участие в других формах самообразования и тренинга, и т.д. Система баллов должна быть градуированной в зависимости от степени участия (лектор, слушатель, семинарист и т.д.).

4. Чтобы мотивировать адвокатов к участию в качестве лекторов на квалификационных курсах или зачетных курсах, необходимо допустить открытость формата таких курсов для любых категорий слушателей (стоимость курса может быть единой или отличной для адвокатов и для сторонних слушателей): бухгалтеров, нотариусов, налоговых консультантов и других категорий. Это важно и по второй причине - для самофинансирования курсов. При таком варианте Палата имеет шансы организовать собственные самоокупаемые курсы.

5. Главный подход или принцип в организации курсов - лектор должен готовить знание в виде продукта и преподносить его слушателям в "товарном" виде, совместив с раздаточными материалами, так, чтобы полученные знания можно было сразу вынести из курсов  и применять на практике или продать дальше. К примеру, лекция на предмет составления брачных контактов или контрактов по франшизе со всеми ноу-хау, нюансами, обобщением судебной практики и образцами контрактов. Такой подход привлечет реальный, а не вынужденный интерес к повышению квалификации.

2.2.5. Допуск к профессии и отлучение от нее - это конфликтные функции

Функций допуска к профессии (квалификационной комиссии) и вывода адвокатов из профессии (дисциплинарная комиссия) должны обеспечиваться разными органами в силу разных функций и требований к компетенции их членов. Так если для квалификационной комиссии главным является оценка знаний, то для дисциплинарной - жизненный опыт и понимание морально-этических норм. Поэтому состав членов квалификационной комиссий и дисциплинарной комиссии не может совпадать. Членами квалификационной комиссий и дисциплинарной комиссии не могут быть члены органов управления Палаты и ее региональных подразделений.

Согласно ст.116 Конституции РУ, "организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законом", поэтому вопросы касающиеся квалификационой, дисциплинарной комиссии и органов управления адвокатуры должны быть консолидированы в едином законе, а не в подзаконных актах.

2.2.6. Дигитализация Палаты

Следующие меры должны способствовать эффективности и прозрачности деятельности адвокатуры :

• внедрение цифровых технологий в документооборот и управления документами;

• внедрение новых средств коммуникации (электронная почта) и каналов связи с адвокатскими формированиями;

• введение прозрачной системы электронной отчетности палаты по расходованию финансов;

• создание службы доверия и почтовой службы в Палате - для сбора и обобщения любых обращений адвокатов с предложениями и замечаниями (включая, на анонимной основе), касающимися совершенствования адвокатуры -  по аналогии с правительственным порталом;

• создание и обеспечение работы интернет-форумов по специализациям на сайте Палаты;

• перевод части тиража журнала в электронный формат и его рассылка по электронной почте;

• формирование базы данных цифровых документов, используемых в документообороте Палаты и адвокатов.

2.2.7. Участие адвокатов в законопроектных работах

Адвокаты нередко самостоятельно участвуют в работе различных групп и комиссий по совершенствованию законодательства, создаваемых государственными органами, и в этом случае  потенциал адвокатуры не используется в полной мере, так как указанная работа не координируется Палатой.

У Палаты есть огромный интеллектуальный ресурс, в лице ее наиболее квалифицированных адвокатов, которые могли бы поделиться своими предложениями по совершенствованию законодательства с заинтересованными представителями различных госорганов. Палата может быть связующим звеном между такими группами адвокатов с соответствующими рабочими группами профильных госорганов. Необходимо создать и поддерживать действующими каналы общения адвокатов с парламентом, правительством и другими органами, разрабатывающими проекты нормативных актов. Необходимо создать устойчивую практику, когда законопроектные органы привлекают адвокатов к своей работе.

2.2.8. Участие адвокатов в масс-медиа

1. Необходимо инициировать создание специальных циклов программ на телевидении с участием адвокатов для разных категорий потребителей.

2. Следует сформировать собственную базу данных с консультациями адвокатов и их переработки в готовый продукт для последующего распространения. Это может быть платный и бесплатный контент. Подготовка бесплатного контента - это и есть часть pro bono деятельности адвокатов. Тематика должна определяться специальной группой Палаты по связям с населением.

2.2.9. Внедрение системы обмена опытом

Внедрить систему периодической (не менее 1 раза в месяц) организации форумов по правовой тематике с приглашением различных специалистов, учащихся для обмена опытом, а также по вопросам совершенствования адвокатской практики и выработки рекомендаций по реформированию законодательства.

2.2.10. Расширение международного сотрудничества

Палата должна иметь в своем аппарате сотрудника, координирующего контакты с иностранными профессиональными организациям и международными институциональными организациями. Такие контакты - источник развития адвокатуры и финансовой поддержки ее проектов. Эта работа должна вестись прозрачно, эффективно и в рамках утвержденных планов адвокатуры, чтобы участие в них не сводилось к порожним турам членов правления, особенно за счет средств, которые можно было бы потратить с большей пользой.

2.3. Задачи более отдаленной перспективы

2.3.1. Отнесения адвокатской деятельности к категории коммерческой

Спор о том, является ли адвокатская деятельность коммерческой или не является таковой, бесперспективен по той простой причине, что в ряде стран успешно применяется коммерческая модель, а в других, где адвокатура имеет более слабый статус, закреплен ее некоммерческий статус. Наверное, суть статуса не столь важна, как вопрос о том, как власти относятся к адвокатуре. Адвокатура может быть коммерческой и при этом достойно защищать граждан, если к ней существует уважительное отношение со стороны государства. И ответ видимо, не в названии, а в отношении - т.е. сможет ли наша судебная система обеспечить при коммерческом статусе адвокатуры такое же уважительное отношение к ней, как и к государственным органам, а именно: защиту от необоснованных проверок, иммунитет, неприкосновенность и т.д.

Мы будем вынуждены возвращаться к этой дилемме до тех пор, пока не будет сняты вопросы о допустимости применения коммерческих форм юридических лиц (полное товарищество, коммандитное товарищество и общество с дополнительной ответственностью) к  адвокатским формированиям; и о возможности осуществления адвокатскими формированиями и адвокатами более широкого спектра услуг, логически сопутствующих адвокатской деятельности или представляющих собой стандартную общегражданскую правоспособность.

2.3.2. Наемные адвокаты

Организация трудовых отношений адвокатов в фирмах нуждается в либерализации. Речь идет о градации на партнеров (учредителей или адвокатов, генерирующих работу для других коллег), самозанятых адвокатов и наемных адвокатов (работают в подчинении партнера за зарплату, напрямую не консультируя доверителей и не неся ответственности перед ними), как это принято в странах с развитой адвокатурой. Такая гибкость сделает адвокатские формирования более конкурентными и устойчивыми.

2.3.3. Преобразование коллегий адвокатов

Необходимо определиться с организационно-правовым статусом адвокатских коллегий. Если с адвокатскими фирмами более или менее ясно, что они по своей природе ближе к товариществам, то с коллегиями, в свое время был допущен значительный компромисс, связанный с "членством". Единственное отличие коллегий от фирм должно заключаться в размере (т.е. в количестве адвокатов-партнеров), поэтому коллегии должны регулироваться теми же положениями, что и фирмы. При идеальной реформе предполагается, что все субъекты консультирования, включая адвокатов, должны осуществлять свою деятельность через формирования единой и понятной природы и иметь общие принципы трудовой иерархии, но имея при этом разные организационно–правовые формы.

2.3.4. Формирование системы рейтинга адвокатов

В условиях конкурентной среды в адвокатуре, к которой мы неизбежно придем, фактор репутации должен стать мотиватором для самосовершенствования адвокатов. Палата должна разработать объективные инструменты выявления рядовыми адвокатами лучших среди них, и именно эти адвокаты должны получать поощрения. Палата не должна играть в этом какую-либо определяющую роль.

2.3.5. Закон о бесплатной (pro bono) адвокатской помощи

Понятно, что перед государством стоит задача расширения доступа малоимущих и неплатежеспособных слоев населения к получению бесплатной квалифицированной юридической помощи. Палата же вместо разработки разумной системы стимулирования адвокатов, ограничили свою задачу организацией принудительного бесплатного консультирования населения в махаллях. Никто не спорит, что бесплатная помощь может иметь место, но только на добровольной основе.  Что касается реальной бесплатной защиты граждан, то концептуально речь идет о ее бесплатности для бенефициаров, но отнюдь не за счет адвокатов. Поэтому и планируемый закон о бесплатной юридической помощи должен быть в первую голову посвящен не принудительному труду адвокатов, а созданию единой системы поощрения, создания и использования источников ее финансирования (государственных и частных).

2.3.6. Внедрение системы страхования профессиональной ответственности

Чтобы консультируемые или представляемые лица не страдали от ошибок, обмана и злоупотреблений юристов, необходимо двигаться в направлении обязательного минимального страхование профессиональной ответственности.

2.4. Стратегические Задачи

2.4.1. Право законодательной инициативы

Уже сейчас Палате необходимо ставить вопрос о приобретение и реализация адвокатурой права законодательной инициативы.

2.4.2. Независимость

Независимость адвокатуры является краеугольным камень адвокатской деятельности. Невозможно обеспечить адвокату статус равного участника уголовного или гражданского процесса без отлучения адвокатуры от государственного контроля. Понятно, что рано или поздно это произойдет, но хотелось бы, чтобы это произошло как можно скорее. Ведь на кону интересы наших граждан.

 

2.5. Реформа структуры управления

Полагаем, что ближайшее период Правление определиться с задачами и целями адвокатуры и с их учетом сформулирует свои краткосрочные (1 год) и долгосрочные (5 лет) планы. Очевидно, что и внутренние подразделения и кадровый состав потребуют изменений для успешной реализации этих планов.

Считаем, что Палата должна пойти по пути создания временных трудовых коллективов (рабочих групп) с определенным финансированием для решения отдельных задач, по завершении которых эти команды будут распускаться. Для руководства и координации работы таких временных трудовых коллективов в органах руководства Палаты должны быть назначены постоянные кураторы (руководители рабочих групп) и профильные сотрудники (например, бухгалтерии и других служб), которые в итоге и будут отчитываться перед адвокатским сообществом о проделанной работе, израсходованных средствах и достигнутых результатах. Если по итогам завершения работы Правлением Палаты будет принято решение о целесообразности постоянной работы соответствующей группы, то ее кадровый состав может быть использован для образования соответствующего подразделения Палаты (группы, отдела, управления).

 

Примерная организационная структура Палаты (ПАУ)

 

Временные трудовые коллективы (ВТК):

Задачи:

 

Постоянные подразделения ПАУ, создаваемые взамен ВТК:

Задачи:

 

1. Рабочая группа по подготовке проекта Закона "Об адвокатуре" в новой редакции

1. Подготовка проекта Закона.

2. Подготовка пакета всех необходимых подзаконных актов.

 

 

 

 
 

2. Рабочая группа по самоуправлению ПАУ

1. Определение орг. структуры и исполнительного аппарата ПАУ.

2. Разработка Устава в новой редакции.

3. Разработка локальных актов (+стандарты) самоуправления.

4. Определение бюджета ПАУ.

5. Определение штатного расписания ПАУ.

6. Разработка стандартов оплаты труда.

7. Решение вопросов по связям с регионами.

 

2.1. Секретариат ПАУ (мандатная комиссия, счетная комиссия).

2.2. Служба правового обеспечения ПАУ

1. Связь с регионами

2. Разработка локальных актов (+стандарты) самоуправления.

3. Разработка локальных актов (+стандартов) обязательных и рекомендательных для адвокатов и АФ.

4. Разработка документарных стандартов для АФ (ДСАФ).

5. Организация и проведение съездов и конференций ПАУ.

 

 

2.3.Управление делами

1. Бюджетное планирование.

2. Управление финансами ПАУ.

3. Определение источников финансирования: (а) реформ; (б) рабоч.гр.; (в) сотрудников ПАУ.

4.Управление активами (помещения и офисы) ПАУ.

5. Снабжение ПАУ.

6. Хозяйственная деятельность.

 

3. Рабочая группа по ИКТ и связям с общественностью (PR)

1. Разработка сайта и  форумов.

2. Разработка системы электронного документооборота (ЭДО) в ПАУ.

3. Разработка правил ИКТ и ЭДО с учетом ограниченного доступа к интернету в регионах.

4. Разработка региональных сайтов.

5. Разработка системы общедоступных терминалов.

 

3. Пресс-служба ПАУ (отдел телевидения и радио)

1.Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в адвокатскую деятельность.

2. Сбор и распространение профильной информации.

3. Организация и ведение плановых телевизионных и радиопередач (ток-шоу и интервью).

 
 
 

4. Рабочая группа по адвокатским формированиям (АФ)

1. Определение ОПФ АФ.

2. Управление в АФ.

3. Разработка модели трудовых отношений в АФ.

4. Разработка стандартов АФ.

 

4. Координатор работы с адвокатскими формированиями

 

 
 
 
 

5. Рабочая группа по Реестру адвокатов и АФ (РААФ)

1.Разработка реестра адвокатов и АФ (жесткая и электронная версии).

2.Разработка системы рейтинга и квалификации адвокатов (адвокат-эксперт и лучший в отрасли и др.)

 

5. Отдел Реестра адвокатов и АФ (РААФ)

1. Поддержание реестра (жесткая и электронная версии).

2. Осуществление системы ежегодного рейтинга адвокатов.

3. Раскрытие информации об адвокатах и адвокатским формированиям.

 

6. Рабочая группа по допуску к профессии

1. Определение системы допуска к профессии.

2. Определение системы стажировки.

3. Определение порядка специализации.

 

6.1.Квалификационная комиссия

1. Организация экзаменов и приема присяги.

2. Организационное содействие стажировке специалистов.

 

 

6.2. Координатор по делам молодежи

Организация работы с молодыми адвокатами и поддержка молодежных инициатив.

 

7. Рабочая группа по дисциплинарному контролю и ответственности адвокатов

1. Определение системы дисциплинарного контроля.

2. Разработка стандартов профессиональной ответственности адвокатов.

 

7. Дисциплинарная комиссия

1. Контроль страхования проф. ответственности (PI).

2. Дисциплинарный контроль.

3. Взаимодействие с общественностью, частными и публичными органами и организациями по вопросам дисциплины адвокатов.

 

8. Рабочая группа по Правилам проф. этики (ПЭ) и Стандартам Проф. поведения (СПП)

1. Совершенствование ППЭ и СПП.

2. Разработка стандартов взаимодействия с государственными органами.

 

 

9. Рабочая группа по исследованию профессионального единства адвокатуры и судов

Разработка концепции единого проф. объединения, совмещения профессий, обучения, СПК, дисциплинарного контроля, единого реестра и единых ППЭ и СПП для адвокатов и судей.

 

 

10. Рабочая группа по исследованию профессионального единства адвокатуры и юрконсалтинга

Разработка концепции единого проф. объединения, совмещения профессий, обучения, СПК, дисциплинарного контроля, страхования ответственности, единого публичного реестра и единых ППЭ и СПП для адвокатов и юрконсультантов.

 

 

11. Рабочая группа по Системе повышения квалификации (СПК)

1. Разработка системы повышения квалификации (с учетом кредитной системы - 48 часов год и специализации).

2. Разработка финансовой окупаемости (открытое посещение).

3. Разработка кредитной системы ПК.

4. Разработка стандартов СПК.

Совет адвокатов-экспертов (СЭ)

 

7.1. Отдел Системы повышения квалификации (СПК) и

1. Организация СПК.

2. Разрабока бюджета и финансового плана СПК.

 

 

7.2. Научный отдел

Организация и координация публикаций, семинаров и производства Э-контента и др. продуктов.

 

 

7.3. Журнал и газета (средства СМИ)

1.Издание журнала и газеты.

2.Издание монографий и коллективных публикаций.

 

 

7.4. Координатор экспертной группы

Координация участия адвокатов-экспертов в законопроектных работах и правовой пропаганде

 

 

7.5. Отдел по иностранным делам

1. Организация зарубежных и международных институциональных связей.

2. Расширение и поддержание внешних профессиональных связей.

 

12. Рабочая группа по процессуальному статусу адвокатуры (совершенствование УПК, ГПК, АПК)

Обеспечение расширения правомочий адвокатов в процессе.

 

7.6. Отдел координации участия представителей ПАУ в работе госорганов, политических и общественных организаций; и законопроектных работах.

1. Поддержание связей с гос.органами.

2. Взаимодействие с государственными органами по вопросам расширения участия ПАУ в деятельности госорганов, политических и общественных организаций.

3. Координация и совершенствование работы по участию адвокатов в публичных органах (включая в законодательных).

 
 

13. Рабочая группа по Pro Bono деятельности

1. Разработка проекта Закона о бесплатной адвокатской помощи.

2. Разработка стандартов pro bono деятельности.

 

12. Отдел координации pro bono деятельности

Взаимодействие с публичными органами и организациями.

 
 

14. Рабочая группа по разработке процедур коллективного реагирования

Разработка системы и поддержки системы коллективного скорого реагирования ПАУ на отдельные случаи нарушения прав и интересов адвокатов со стороны публичных органов.

 

13. Отдел скорого реагирования (ОСР)

1. Координация работы по защите прав и интересов адвокатов и АФ (в случаях их нарушения).

2. Взаимодействие с государственными органами по вопросам защиты нарушенных прав и интересов адвокатов и АФ.

 

 

3. Объективный взгляд на пределы возможностей адвокатуры

Не хочется обольщаться радужными перспективами, поскольку адвокатура может занять достойное сильное место в правовой системе только при тех обстоятельствах, когда судье позволено искать право (читай - справедливость) в тексте нормативного акта или в поведении лица и при этом судья обращается к адвокату для получения помощи в своем поиске права. Здесь речь должна идти о внедрении новых источников права в виде судейских решений и толкований, и, в целом, о судейском активизме, без которых роль и значение адвокатуры могут не достичь ожидаемого идеала.

Ильхом АЗИЗОВ, адвокат АФ «Азизов и партнеры»

2019-01-08 14:32:06  |  1752 |   0  | 
  • Teglar orqali izlash:

0 изоҳлар



Изоҳ қолдириш


Ушбу хабар танланган тилда мавжуд эмас







Кириш Регистрация
Парольни унутдингизми?
Кириш Регистрация
Кириш Регистрация
Регистрация